XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория»

С 16 октября по 3 ноября в Москве пройдёт XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». По сложившейся традиции, этот крупный мультижанровый смотр объединит в своей программе драматические постановки, музыкальный театр, современный танец и выставочные проекты.

Роман Должанский, арт-директор фестиваля: «По понятным причинам, та программа, которую мы предлагаем нашим зрителям, существенно отличается от той, которую мы планировали в начале года или даже несколько месяцев назад. «Корона-кризис» заставил многие фестивали заявить о переносе на год или об уходе в онлайн. Но мы посчитали правильным не делать вынужденную паузу и всё-таки провести этот юбилейный, во многом импровизационный фестиваль, не изменяя, тем не менее, традиционным для «Территории» принципам формирования афиши».

Откроет фестиваль 16 октября концерт первых лауреатов программы «Русская музыка 2.0», инициированной Aksenov Family Foundation в 2020 году. В Центре имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) прозвучат мировые премьеры сочинений российских композиторов новой волны: Марка Булошникова, Дмитрия Бурцева, Олега Гудачева, Дарьи Звездиной, Даниила Пильчена, Алексея Сысоева, Бориса Филановского и Александра Хубеева. Их произведения представят ведущие российские коллективы, специализирующиеся на исполнении современной академической музыки — Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и ансамбль Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского. Режиссёр вечера, художественный руководитель ЦИМа Дмитрий Волкострелов, предложил специальный формат события — трёхчастный концерт-марафон на стыке музыки, перформативных и визуальных практик.

мы выйдем с собой погулять в лес_ Импресарио

(Сцена из спектакля «Мы выйдем с собой погулять в лес»)

Одно из ключевых театральных событий «Территории» — российская премьера спектакля «Lorem Ipsum» (23 и 24 октября). Кураторы проекта — режиссёр Дмитрий Волкострелов и художник Ксения Перетрухина. В «Lorem Ipsum» девять молодых режиссёров Мастерской Брусникина работают с экспериментальной пьесой петербургского драматурга Екатерины Августеняк, созданной с помощью автоматических генераторов текста. Спектакль предложит оригинальные прочтения девяти глав пьесы, каждая из которых посвящена определённой теме: «Русская классика», «Бизнес и финансы», «Наука и техника» и др. Какие главы войдут в каждый конкретный показ, будут решать зрители путём голосования. 

В театральную программу фестиваля также вошли две премьеры московских театров. Первая — «Сын» (28 октября) Российского молодежного театра в постановке Юрия Бутусова по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера, замыкающей трилогию «Мать», «Отец», «Сын».  Герой пьесы — семнадцатилетний юноша, тяжело переживающий развод родителей. Вторая — «Снегурочка» Александра Островского (3 ноября), ее поставил в Театре на Таганке Денис Азаров в соавторстве с художником Алексеем Трегубовым и композитором Иваном Кушниром. 

Кроме того, в программе фестиваля будет показан спектакль «Норма» (28 и 29 октября) — первая громкая премьера прошлого сезона в Театре на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова. Постановку по мотивам дебютного романа Владимира Сорокина осуществил режиссёр Максим Диденко вместе с драматургом Валерием Печейкиным, художницей Галей Солодовниковой, видеохудожниками Ильей Стариловым и Олегом Михайловым, хореографом Диной Хусейн и композитором Алексеем Ретинским.

В числе премьерных спектаклей фестиваля — первая режиссёрская работа театрального продюсера, основателя компании «Импресарио» Фёдора Елютина. Аудиоспектакль-прогулка «Мы выйдем с собой погулять в лес» (17, 18 и 19 октября) задуман для проведения в лесной местности. 

Специально для юбилейного фестиваля «Территория» хореограф Анна Абалихина в сотрудничестве с театром «Балет Москва» создаёт перформанс «Сеанс одновременной игры» (20, 21 и 22 октября). Название отсылает к шахматному термину, когда профессионал играет одновременно несколько партий против любителей. В этой работе хореограф предлагает зрителю совершить переход от пассивного наблюдения к соавторству через возможность вторгаться в действие перформанса и влиять на ход его развития. Непредсказуемая «игра» становится серьёзным испытанием для танцовщиков, которым необходимо мобилизовать весь свой профессиональный опыт и продемонстрировать высший уровень мастерства. 

Ещё один проект, премьера которого состоится на «Территории», — перформанс-инсталляция «Дыхание». В этой работе хореографы Дина Хусейн и Анна Гарафеева совместно с композитором ::vtol::, художником Ксенией Сорокиной и драматургом Анной Семёновой-Ганц, исследуют феномен дыхания, как один из способов документации эмоциональных и физических состояний, переживаемых человеком. Разнообразные паттерны дыхания станут основой для создания звуковой партитуры. Перформанс задуман для исполнения в музейном пространстве, что позволяет авторам перевести физический процесс дыхания в символическое поле, а зрителям погрузиться в процессы, которые обычно остаются за рамками сознательного восприятия. Премьера проекта при участии фестивалей «Территория» и Brusfest состоится 3 ноября в Музее Москвы в рамках акции «Ночь искусств — 2020».

Современную хореографию на «Территории» также представят региональные коллективы. Челябинский театр современного танца покажет на фестивале спектакль «Бегущие» (21 октября). На создание этой работы руководителя театра, хореографа Ольгу Пона вдохновила книга польской писательницы Ольги Токарчук «Бегуны». А знаменитые «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга покажут свою премьеру сезона — спектакль-моралите для всей семьи «Приключения сапожника Петра» (30 и 31 октября). В основу постановки легли народные сказки-потешки. Куратором проекта выступает художественный руководитель труппы Татьяна Баганова. К сотрудничеству над спектаклем она пригласила Алису Горшенину, художницу из Нижнего Тагила, которую называют одной из самых ярких фигур молодого российского актуального искусства.

DSC05436

(Сцена из спектакля «Дидона и Эней». Фото — Глеб Кузнецов)

В этом году в программу вошли два оперных спектакля. Впервые в Москве сыграют кукольную оперу «Дидона и Эней» на музыку Генри Пёрселла (23 октября). Авторы постановки — Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, создатели театра «Трикстер». Для спектакля была специально создана уменьшенная копия традиционного барочного театра. Художниками сценического пространства и костюмов выступили постоянные соавторы «Трикстера» — Ольга и Елена Бекрицкие. Композитор Маским Ивкин создал музыкальную редакцию оперы для исполнения камерным ансамблем. Премьера спектакля состоялась в декабре 2019 года в Нижнем Новгороде в рамках проекта «Арт-лаборатории» фестиваля «Территория» и компании СИБУР. 

Вторая опера в программе — «Книга Серафима» (30 и 31 октября), февральская премьера Электротеатра Станиславский. Режиссёр и композитор Александр Белоусов соединил два произведения: поэму Уильяма Блейка «Книга Тэль» (1789) о дочери Серафима и главу «У Тихона» из романа Достоевского «Бесы», которые звучат в спектакле на двух языках — русском и английском. Каждое из произведений затрагивает тему желания. Но если Блейк, за столетие до Фрейда, только обнаруживает желание как источник движения человека, то Достоевский предлагает способ осознанной работы с ним. 

Центральным событием выставочной программы фестиваля станет масштабный проект «Демидова Фест 2020» — выставка, посвящённая жизни и творчеству Аллы Демидовой. Проект задуман куратором — журналистом, театроведом, главным редактором журнала «Сноб» Сергеем Николаевичем и автором экспозиции Катей Бочавар как тотальная site-specific-инсталляция и будет дополнен обширной программой перформансов, читок, музыкальных вечеров и творческих встреч. В рамках выставки запланирована презентация книги Сергея Николаевича об Алле Демидовой, во время которой состоится паблик-ток автора с актрисой. «Демидова Фест 2020» пройдет с 20 октября по 22 ноября в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка».

Частью программы выставки «Демидова Фест 2020» станет концертное исполнение оперы «Воспоминание о Носферату». Произведение создано композитором Дмитрием Курляндским специально для проекта и представляет собой авторскую адаптацию его оперы «Носферату» для исполнения в камерном музейном пространстве. Первый и единственный показ «Носферату» прошёл в 2014 году на Дягилевском фестивале в Перми. Постановка режиссёра Теодороса Терзопулоса и музыкального руководителя Теодора Курентзиса с участием Аллы Демидовой была номинирована на шесть премий «Золотая Маска». Новая версия оперы будет включать электронную и вокальную музыку. Премьера состоится в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» 3 ноября в рамках акции «Ночь искусств — 2020».

В этом году фестиваль впервые представляет международную кинопрограмму, в которую вошли 12 картин, отобранных куратором — кинокритиком Вадимом Рутковским. Кинопрограмма фестиваля исследует самые разные формы взаимодействия кино, театра и современного искусства: картины, созданные на стыке жанров, работы художников, одинаково уверенно чувствующих себя на экране и сцене, документальные байопики о звёздах современного арт-процесса. Показы состоятся на киноплощадках города, в том числе в Киноцентре Октябрь и Центре документального кино, и будут сопровождаться программой паблик-токов с создателями фильмов, российскими критиками, экспертами театра, искусства и кино. Партнёр проекта — творческое объединение CoolConnections.

Специальным событием фестиваля станет показ фильма «Ретроспектива»Жерома Беля (21 и 22 октября). Картина состоит из двадцати фрагментов архивных записей наиболее значимых постановок всемирно известного французского хореографа, одного из ярчайших представителей движения «не-танец». Отрывки из спектаклей разных лет представлены в хронологическом порядке от более ранних к более поздним работам. Таким образом, в «Ретроспективе» фрагментарно прослеживается творческий путь мастера, а также история становления и развития его особой манеры и режиссёрского почерка. В рамках «Территории» состоится онлайн паблик-ток с Жеромом Белем.

Специальный проект фестиваля «Живые пространства», спектакли и события которого проходят в самых неожиданных локациях на карте Москвы, в этот раз посвящен осмыслению творческого наследия Дмитрия Пригова (1940-2007), поэта, художника, важнейшей фигуры в истории русского искусства второй половины XX века, одного из основоположников московского концептуализма. В основу замысла режиссёра Александра Вартанова легли «Азбуки» Дмитрия Пригова. 

«Территория» — единственный в России фестиваль-школа, имеющий международный статус. Ежегодно для участия в образовательной программе фестиваля «Территория» приглашает молодых специалистов в сфере культуры и искусства со всей России — актёров, режиссёров, музыкантов, хореографов, художников и арт-менеджеров. По результатам конкурса анкет они становятся слушателями лекций и мастер-классов приглашённых специалистов фестиваля — известных театральных режиссёров, художников, критиков и продюсеров из разных стран мира.

В 2020 году образовательная программа «Территории» пройдёт для самой широкой аудитории в онлайн-формате и будет состоять из двух частей — публичной и закрытой. Слушателями публичной программы смогут стать все желающие, зарегистрировавшись через TimePad на интересующие мероприятия. Прямые трансляции событий будут доступны для просмотра на ресурсах «Территории» и партнёрских площадках. Лекции закрытой части, а также видеозаписи фестивальных спектаклей и прямые трансляции избранных премьер «Территории» будут доступны через личный кабинет на сайте фестиваля только для участников, отправивших анкеты.

В программе фестиваля возможны изменения и дополнения.

Подробное расписание и информация о билетах — на официальном сайте:territoryfest.com

(Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Территория»)

Обсуждение закрыто.