Четвертый всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

С 16 сентября по 11 ноября в Москве пройдет Четвёртый всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» (учредитель и организатор — Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ), при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов). За годы проведения фестиваль стал самой масштабной панорамой творческой жизни отечественных музыкальных театров. На этот раз в афише — сорок спектаклей тридцати коллективов.  Спектакли фестиваля пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течение двух месяцев, а завершится этот смотр в Бетховенском зале Большого театра торжественной церемонией и вручением премии «Легенда» — ею по традиции награждают тех, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят все без исключения.

 

Георгий Исаакян, президент АМТ, инициатор и вдохновитель фестиваля: «Фестиваль этого года, с одной стороны, еще не юбилейный, но, с другой, совершенно особенный, поскольку он совпал с Годом театра. Из смотра формирующегося, становящегося на ноги, он стал постоянно действующим институтом на культурной карте России. В Год театра мы получили расширенную поддержку и со стороны Министерства культуры РФ, и со стороны Фонда президентских грантов. Это позволило нам собрать гигантскую панораму из 40 спектаклей, которые в 90 процентах случаев никто из столичной критики и публики не видел. Это спектакли, которыми дорожат и гордятся сами театры. Ведь мы по-прежнему, как и три первые года жизни фестиваля, не нарушаем нами же созданный принцип: никакого отбора, никакого экспертного совета, полное доверие друг к другу. На фестиваль приезжают те спектакли, которые сами театры хотят показать в столице».

Турандот Донбасс

(Сцена из спектакля «Турандот» Донбасского театра оперы и балета)

 

Как всегда, в афише фестиваля представлены все жанры и стили музыкального театра. Большинство названий оперной программы — хорошо известная классика: «Турандот» Дж. Пуччини (Донбасский театр оперы и балета; 7 ноября), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (Государственный театр оперы и балета Республики Коми; 29 октября); «Иоланта» П. И. Чайковского (Калининградский областной музыкальный театр; 1 октября); «Фауст» Ш. Гуно (Башкирский государственный театр оперы и балета; 29 октября); «Дон Паскуале» Г. Доницетти (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл»; 5 ноября), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ-Опера»; 26 октября). Но есть и редко ставящиеся названия — «Похищение из сераля» В.-А. Моцарта (Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ-Опера»; 27 октября), и современные сочинения — «Две королевы» Антона Светличного (Иркутский областной музыкальный театра им. Н. М. Загурского; 22 октября).

 

Объемной получилась на фестивале программа мюзиклов. Любопытно, что большинство представленных произведений созданы отечественными авторами. Откроет фестиваль 16 сентября «Белый клык» молодого композитора Анастасии Беспаловой в постановке Ольги Фурман (Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье»). Настоящим бенефициантом станет Ким Брейтбург: в афишу вошли сразу три его мюзикла — «Леонардо»(Государственный академический музыкальный театр Республики Крым; 23 октября), «Джейн Эйр» (Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии; 21 октября) и «Дубровский» (Нижегородский Камерный музыкальный театр имени В. Степанова; 8 октября). «Обыкновенное чудо» Геннадия Гладкова привезет Волгоградский музыкальный театр (показ — 24 сентября). А постоянный гость фестиваля Алтайский государственный музыкальный театр покажет «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» Лоры Квинт (15 октября). Мировую классику жанра привезет только Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр «Карамболь» — 14 октября можно будет увидеть «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна в постановке Василия Бархатова (спектакль уже показывался в Москве несколько лет назад, но музыка настолько хороша, что желающих встретиться с ней вновь найдется немало).

 

Московские музыкальные театры, конечно, не только принимают гостей, но и показывают на фестивале свои премьерные работы. Так, «Геликон-опера» дарит совсем новый спектакль — «Мистер Георг Отс» (его премьера состоялась летом на фестивале в Сааремаа, где «Геликон» был хэдлайнером, а столичной публике знакомство только предстоит; фестивальный показ состоится 26 сентября), созданный Дмитрием Бертманом в память о знаменитом артисте. Большой театр покажет две прошлогодние премьеры — «Путешествие в Реймс» Дж. Россини (9 октября) и «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского (21 сентября), Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Влюбленного дьявола» А. Вустина (8 ноября), «Новая Опера» — «Поругание Лукреции» Б. Бриттена (2 октября), Театр Наталии Сац — одноактные балеты «Шут» и «Свадебка» в постановке Кирилла Симонова и Патрика де Бана (10 октября), «Московская оперетта» — мюзикл «Доходное место» (9 октября), написанный Геннадием Гладковым и Юлием Кимом по пьесе А. Н. Островского специально для театра; Центр оперного пения Галины Вишневской — концертное исполнение оперы «Алеко» С. В. Рахманинова (18 сентября).

балет Шут Театр им.Наталии Сац

(Сцена из спектакля «Шут» Театра Наталии Сац)

 

Помимо основной программы, нынешний фестиваль включает несколько офф-программ, интересных как профессионалам музыкального театра, так и широкой публике.

«Диалоги об опере» — авторский проект Георгия Исаакяна, посвященный месту и значению музыкального театра как института в современном обществе. «В Год театра интересно услышать не только — и, может быть, не столько — друг друга, но и людей «со стороны», тех, для кого мы работаем и создаем спектакли», — говорит Исаакян. – «Сегодня очень не хватает подробного и уважительного разговора о музыкальном театре именно с людьми из публики — в самом широком понимании этого слова. Поэтому мы решили пригласить политиков, бизнесменов, публицистов — и поговорить с ними о том, кто мы в современном обществе, какое место музыкальный театр занимает в картине мира людей, профессионально не связанных с ним? Стали ли мы более важной институцией, чем были еще, скажем, век или полтора назад? Или как записали нас в сферу развлечений при королях и императорах, так мы в ней и пребываем?»
«Детская программа» дает возможность посмотреть авторские музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах за последние два сезона. В этом году «Детская программа» включает тринадцать спектаклей для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и тех, кто ходит в старшие классы школы.
«Студенческая программа» — это спектакли студентов мастерских Георгия Исаакяна, Дмитрия Бертмана, Лики Руллы и Александра Бармака — из РАТИ-ГИТИС, Александра Петрова — из РГИСИ, и Казанской Консерватории им. Н.Жиганова. Зрители смогут познакомиться с теми, кто определит будущее российского музыкального театра, а сами студенты побывают на занятиях и спектаклях друг у друга. «На Четвертом фестивале мы включаем в афишу показ студенческих работ, потому что мы, действующие режиссеры, понимаем, что очень много интересного в профессии происходит сегодня именно в студенческой среде, среди нового поколения режиссеров и артистов. Нам важно увидеть их первый шаг», — говорит Георгий Исаакян. – «Весной на Конференции в Петербурге, которую организовал Александр Петров в рамках фестиваля «Арлекин», были представлены эскизы спектаклей разных мастерских разных театральных ВУЗов, и мы увидели, насколько студенты и их внутренние миры непохожи друг на друга, хотя все учатся на одних и тех же факультетах музыкального театра по одним и тем же программам. Нам очень хочется увидеть их завершенные работы, чтобы понять, будет ли это в итоге повторение достижений прошлого — или открытие чего-то действительно и радикально нового».
9 — 11 ноября пройдет ежегодная Научно-практическая конференция АМТ — одна из важнейших профессиональных площадок, на которой деятели музыкального театра обмениваются идеями и опытом, укрепляют старые и завязывают новые контакты. Конференция – это время подвести итоги фестиваля: обозначить болевые точки современного театрального процесса, совместно выработать направления движения, обменяться успешными кейсами – наработками в практике театра, поделиться своими идеями и найти партнеров для совместных проектов. В рамках конференции этого года будет затронута тема взаимоотношения репертуарного государственного театра и власти. В Год театра, вскрывшего эту проблему, к разговору будут приглашены представители общественности и органов государственной власти, действующие руководители театров, которые сами когда-то были чиновниками, и эксперты профессионального сообщества.
В течение фестиваля будет работать Творческая лаборатория молодых режиссеров музыкального театра. Одна из ее задач — познакомить руководителей российских музыкальных театров с новым поколением режиссеров, хореографов, художников, артистов. В этом году руководителем лаборатории станет художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», профессор РГИСИ Александр Петров. После предварительной работы с ним молодые режиссеры, совместно со своими художниками, представят руководителям музыкальных театров свои проекты, а директора и художественные руководители театров смогут предложить сотрудничество тем, кто их заинтересует.
18 сентября в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац пройдет круглый стол «Как ставить и что показывать на больших сценах репертуарных театров для современной детской аудитории». Темами Круглого стола станут такие острые для современного музыкального театра вопросы, как качество нового музыкального материала спектаклей для детей и подходы современных режиссеров к постановке детских спектаклей на больших сценах. Ведущими Круглого стола будут заместитель директора по творческим вопросам театра «Зазеркалье», директор-распорядитель Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» Марина Корнакова, руководитель литературной части Свердловского театра музыкальной комедии Елена Обыденнова и режиссер, продюсер, художественный руководитель международного драматургического конкурса «Ремарка» Олег Липовецкий.
Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://vmfest.ru/
(Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»)

Обсуждение закрыто.