Десятый Крещенский фестиваль в театре «Новая Опера»

С 19 по 29 января в московском театре «Новая Опера» пройдет ежегодный Крещенский фестиваль. Задуманный в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове, фестиваль всегда открывается в день его рождения. В история смотра — много важных событий, в том числе звучание новых имен и российские премьеры сочинений, никогда не звучавших здесь ранее. Эту же линию продолжает и нынешний фестиваль, состоящий из семи музыкальных вечеров.

Старт фестивалю даст исполнение оперы Джона Адамса «Доктор Атом». Главный герой произведения – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в штате Нью-Мексико накануне первого испытания 16 июля 1945 года. Опера «Доктор Атом» (2005) стала заключительной частью трилогии Адамса, в которую также вошли «Никсон в Китае» (1987) – опера о визите президента США Ричарда Никсона в Китай в 1972 году, «Смерть Клингхоффера» (1991) – опера о захвате лайнера «Акилле Лауро». Эти сочинения называют CNN-операми – термином, ассоциативно связанным с новостными программами телекомпании CNN и подчеркивающим выбор сюжетов на остроактуальные темы. Но сам композитор отвергает такое определение.

Адамс пояснял, что музыка написана под влиянием «Гибели богов» Рихарда Вагнера, и «Доктор Атом» с его постоянным ощущением приближающегося конца выглядит ответом великому предшественнику. С этой мыслью соглашается и Питер Селларс, автор либретто и режиссер премьерной постановки 2005 года: «Это “Гибель богов” нашего поколения, с нашей скоростью, с нашими моментами напряжения, нашей нервной энергией. Но ничто не является метафорой, всё – реальность».
В либретто Селларс объединил разные источники: письма военного времени, мемуары, рассекреченные правительственные документы, петиции, а также древние индийские тексты (в одной из сцен хор поет о видении главному герою индуистского бога Вишну как разрушителя мира) и поэзию Шарля Бодлера, Джона Донна, Мюриэль Рукейзер. Известно, что Оппенгеймер знал на память множество стихов, и когда он прочел физикам-ядерщикам Священный сонет XIV Дж. Донна «Разбей мое сердце, трехликий Бог», они решили назвать первое испытание Trinity («Троица»).
Апокалиптический масштаб проблемы и заложенный в сюжете острый конфликт определили музыкальный язык оперы. Он намного более жесткий и диссонантный, чем привычный язык Адамса, минималистические аккордовые паттерны сочетаются с нетипичными для минимализма созвучиями-кластерами.

В «Новой Опере» сочинение прозвучит в концертном исполнении. Музыкальный руководитель и дирижер – Фёдор Леднёв. Главную партию репетирует Дмитрий Зуев (баритон) – солист Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, приглашенный солист Мариинского театра.

01. Новая Опера. Фото – Екатерина Христова

(Автор фото — Екатерина Христова)

 

Оперное направление фестиваля продолжат два вечера, посвященные 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова — 22 и 27 января прозвучат все четыре оперы композитора.

22 января – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Эти сочинения созданы композитором одно за другим, а на премьере в Большом театре в 1906 году они тоже исполнялись в один вечер. Более того, работа над «Скупым рыцарем» по одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина повлияла на композицию «Франчески», сюжет которой взят из «Божественной комедии» Данте: первоначальный замысел большой четырехактной оперы он сжал до двух картин с прологом и эпилогом. Оба произведения стали новинками с точки зрения оперной драматургии. Они отличаются краткостью, сжатостью формы, здесь нет постепенно развивающегося действия, а все внимание сконцентрировано на главных героях. «Скупой рыцарь» прозвучит под управлением дирижера «Новой Оперы» Евгения Самойлова, а «Франческу да Римини» представит дирижер Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев.

27 января – «Монна Ванна» и «Алеко»: последний и первый опусы Рахманинова в этом жанре, самая неизвестная и самая популярная оперы. «Монна Ванна» – неоконченное сочинение по одноименной пьесе Мориса Метерлинка. Исследователи предполагают, что замысел оперы относится к 1906 году, но композитор написал только первый акт и не оркестровал его. Уже после смерти Рахманинова оркестровку сделал дирижер Игорь Букетов, в 1984 году в Нью-Йорке состоялась мировая премьера, а в 2009 году в Москве – российская. «Алеко» же композитор написал всего за 17 дней как дипломную работу к окончанию Московской консерватории в 1892 году. Автором либретто стал Вл.И. Немирович-Данченко, который взял за основу поэму А.С. Пушкина «Цыганы» и ориентировался на веристский тип одноактной оперы с острой, напряженной интригой. Центр сочинения – драматические эпизоды, при этом они окружены изумительными по красоте хорами. В «Новой Опере» сочинения исполнят дирижеры театра: «Монну Ванну» – Дмитрий Волосников, «Алеко» – Александр Самоилэ.

Впервые в афишу фестиваля включен балетный вечер — это отражает актуальные творческие изменения, произошедшие в «Новой Опере», в состав которой вошел Балет Москва. Балетные спектакли в дальнейшем станут важной частью программы Крещенского фестиваля. На этот раз танцевальный жанр представлен спектаклем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина «Терезин. Квартет». Вечер включает в себя четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. В «Новой Опере» спектакль пройдет 28 января и будет приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Мировая премьера состоялась двумя месяцами ранее: в конце ноября 2022 года в Нижнем Новгороде.
Терезин – название крепости и гарнизонного городка в районе Литомержице в Чехии. Во время Второй мировой войны здесь находился нацистский концентрационный лагерь Терезиенштадт (Терезинское гетто). Он был освобожден советскими войсками 9 мая 1945 года.
В проекте «Терезин. Квартет» главенствует число 4. Звучит музыка для струнного квартета. В каждом балете на сцене единовременно находятся от четырех до восьми артистов. Четыре истории узников Терезиенштадта рассказываются языком современного танца. Спектакль поставили четыре хореографа.
В основе спектакля – сочинения чешских композиторов, которые оказались в концентрационных лагерях: Эрвина Шульгофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса, Ганса Красы. Музыка прозвучит в исполнении струнного квартета солистов оркестра La Voce Strumentale. Хореографы-постановщики спектакля — Татьяна Баганова, Алессандро Каггеджи, Максим Петров и Александр Сергеев.

13. Терезин. Квартет

(Сцена из спектакля «Терезин. Квартет»)

 

21, 26 и 29 января в афише фестиваля — концерты камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. Камерная музыка прозвучит в новом формате «Перевернутого концерта», который стартовал на прошлом фестивале: и музыканты, и зрители располагаются на сцене. Концерт 21 января озаглавлен «На конец времени» по названию квартета Оливье Мессиана – это сочинение откроет вечер. «Квартет на конец времени» был создан в невероятных условиях: во время Второй мировой войны композитор находился в плену в лагере Шталаг VIII-A (город Гёрлиц в Германии, сейчас – территория Польши). С ним были и другие музыканты – кларнетист, скрипач и виолончелист. Именно для этих инструментов, а также для фортепиано, на котором играл сам композитор, был сочинен квартет. Он прозвучал в лагере перед заключенными 15 января 1941 года. Это удивительный памятник и музыки, и истории XX века. Также в программе концерта: Симфония №7 А. Брукнера (переложение для камерного оркестра Х. Эйслера, Э. Штайна, К. Ранкла), оркестровое сочинение Stille und Umkehr («Тишина и возвращение») Б.А. Циммермана, Струнный квартет №2 Дж. Адамса. Дирижер – Фёдор Безносиков, ведущий концерта – Ярослав Тимофеев.

26 января в «Новой Опере» прозвучат два произведения, объединенные идеей «фаустианы» – кантата «История доктора Иоганна Фауста» для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра Альфреда Шнитке и «Песенки Маргариты» для сопрано и оркестра Александра Локшина.
«Фауст – тема всей моей жизни, и она меня уже пугает», – говорил Шнитке. Композитор считал, что в душе человека разворачивается борьба между совестью, желаниями и обстоятельствами, между Богом и дьяволом, и каждый делает свой выбор. Интересно, что для кантаты «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке взял за основу не трагедию Гёте, а «Народную книгу» в издании Иоганна Шписа 1587 года. Кроме того, он изучал книгу самого доктора Фауста по черной магии. Позже кантата стала частью одноименной оперы. В произведении Шнитке образ Мефистофеля воплощают контратенор (сладкоголосый обольститель) и контральто (жестокий палач). В «Новой Опере» партию контратенора исполнит Андрей Немзер, в других партиях – солисты театра Маргарита Некрасова (контральто), Дмитрий Пьянов (тенор), Алексей Антонов (бас).

«Песенки Маргариты» написаны Александром Локшиным по трагедии Гёте в переводе Бориса Пастернака. Один из самых самобытных композиторов ХХ века, он сумел создать индивидуальный стиль, в котором современный музыкальный язык сочетается с опорой на классические традиции. «Песенки Маргариты» появились одновременно с последними симфониями композитора, их называют кульминацией его творчества. Локшин концентрируется на образе Гретхен, создавая своеобразный театрализованный монолог. Сочинение исполнит солистка «Новой Оперы» Мария Буйносова (сопрано). Программу из произведений Шнитке и Локшина готовит дирижер Кристиан Кнапп.

Заключительный концерт фестиваля состоится 29 января. В программе: оркестровая фанфара Дж. Адамса – Tromba Lontana для двух труб и оркестра, Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор И. Брамса, Симфония №3 ре минор А. Брукнера. Сольную партию в Первом фортепианном концерте Брамса исполнит молодой талантливый пианист Алексей Мельников.  Дирижер программы — Филипп Чижевский, это его первое сотрудничество с фестивалем.
Филипп Чижевский: «Концепцию программы я сразу прочувствовал: это концерт in d [в тоне ре]. В произведении Адамса Tromba Lontana нота ре – центральная. Сочинения Брамса и Брукнера написаны в тональности ре минор. У меня сразу появилась идея, как их совместить. Tromba Lontana и Концерт Брамса идеально сочетаются, и я их хочу исполнить attacca – без перерыва. Получится динамично и стремительно, можно сказать, как на космодроме: музыка Адамса выполнит функцию запуска, а когда в Концерте Брамса мы преодолеем сверхзвуковые скорости и земное притяжение, зазвучит поднебесная музыка – Симфония Брукнера. Эта программа предполагает много интеллектуальной, внутренней духовной работы. К ней нужно подходить с максимально очищенным сознанием. Здесь нет мишуры, это не музыка эффектов, она очень вдумчивая. Мы попытаемся посмотреть внутрь себя, поразмышлять, что с нами происходит, может быть, попробуем спроецировать какие-то идеи на нашу жизнь сегодня, если мы расцениваем музыку как спасательный круг, который помогает людям испытывать эмоции, чувствовать, задумываться».

 

Адрес: Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3 стр. 2 (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: http://www.novayaopera.ru/

(Фото предоставлены пресс-службой театра «Новая Опера»)

Обсуждение закрыто.