Фестиваль «Джаз осенью» в Культурном центре «Дом»

29 сентября в Культурном центре «Дом» стартует седьмой фестиваль «Джаз осенью» (организатор —  Гёте-Институт в Москве), ежегодно показывающий срез разных поколений музыкантов. Всего в программе пять концертов — помимо 29 сентября еще 6, 7, 13 и 23 октября. В этот раз, как и в прошлом году, состав участников представлен в компактных форматах трио и дуэтов, музыкантами в диапазоне от практически канонизированных фигур жанра до представителей новой экспериментальной импровизации.

Откроет фестиваль выступление дуэта Магды Майас и Тони Бака SPILL Duo. Их музыка сконцентрирована на интимности импровизационного процесса, но не уходит окончательно от джазовой идиомы. Магда Майас — проживающая в Берлине пианистка, в своих произведениях исследует физические измерения рояля. Фокусируясь на внутреннем устройстве инструмента, она препарирует рояль металлическими и резиновыми объектами, скрепляет струны скотчем, включает в импровизацию электронику. Тони Бак, родившийся в Австралии, но в последние годы проживающий в Берлине, больше всего известен как барабанщик экспериментального трио The Necks, исполняющего крайне своеобразную разновидность минимал-джаза и получившего широкую известность еще в 80-е. Он создает максимально детализированный звуковой массив, вместе с тем крайне подвижный, постоянно меняющий настроение. В дуэте с Магдой Майас его манера более разнообразна, чем в The Necks: вместо единого гипнотического потока Бак выстраивает автономные и многогранные музыкальные ситуации.

6 сентября на фестивале — коллектив PaPaJo, акроним из крупнейших имён европейской импровизации: немецкого перкуссиониста Пауля Ловенса, немецкого тромбониста Пауля Хубвебера и английского контрабасиста Джона Эдвардса. Это трио, в котором великолепное взаимопонимание, сбалансированное звучание и свобода коллективного мышления способны генерировать оригинальную музыку на протяжении многих лет. Манеру игры Пауля Хубвебера отличает использование широкой палитры нестандартных техник, изобретательность в построении спонтанной импровизации и глубокое погружение в тембральные свойства инструмента. Один из лидеров мировой экспериментальной сцены Джон Эдвардс старается преодолевать все мыслимые границы – национальные, жанровые или границы собственного инструмента, а его активность приобрела колоссальные масштабы: при  двухстах концертах по всему миру и пяти-шести релизах в год. Одним из главных событий фестиваля станет приезд в Москву Пауля Ловенса, с 1969 года прочно вошедшего в круг лидеров европейского движения свободной импровизации и выработавшего свой оригинальный стиль, с индивидуальной подборкой перкуссионных инструментов и объектов. На фестивале Ловенс сыграет сразу в двух коллективах — PaPaJo Trio и Schlippenbach Trio. Знаменитое Трио Александра фон Шлиппенбаха, зародившееся в самом эпицентре новой музыки — той самой свободной импровизации, которая в 1960-е – 1970-е годы вызывала истерику, гнев, страх, презрение, экстаз, никого не оставляя равнодушными — можно услышать на фестивале на следующий день, 7 октября. Джаз здесь присутствует на уровне ДНК музыкантов, а каждое спонтанное решение участников органически ложится на общую музыкальную канву. Благодаря композиторскому дару Шлиппенбаха свободная импровизация, бибоп, блюз, шумовые поиски, «стены звука», – все это смешивается в узнаваемой текстуре. Пианист Александр фон Шлиппенбах — один из отцов-основателей европейской свободной импровизации.  У Шлиппенбаха встречаются редкие, как правило, противоречащие друг другу качества: богатое композиторское мышление, неподдельная любовь к джазовому синтаксису и почти панковские, ничем не ограниченные проявления свободы на сцене. Английский саксофонист Эван Паркер — другой гигант свободной музыки, стоявший у ее истоков и буквально создавший ее историю. Редкий ансамбль из числа ключевых обошелся без его участия: инновационная игра Паркера с использованием расширенных техник, создающих иллюзию полифонии, в сочетании с экспериментальным мышлением сделали его одним из самых востребованных импровизаторов за последние полвека.

13 октября на фестивале — дуэт Гебхада Ульманна и певицы Альмут Кюне. Это напряжённый диалог, в котором академический пуантилизм Кюне дополняется минимализмом Ульманна. Гебхард Ульманн живёт одновременно в Берлине и Нью-Йорке. Он включает в свою игру различные техники джазовой и свободной импровизации. Альмут Кюне занимается разной музыкой: джаз, свободная импровизация, современная академическая музыка, немецкий фольклор, музыка для театра, мультимедийные проекты. Она работает над смешением джазовой и европейской традиций, поиском точек соприкосновения различных художественных практик. Специальные гости вечера – Алексей Круглов (саксофоны),Олег Юданов (ударные) и Григорий Сандомирский (фортепиано).

Финалом фестиваля 23 октября станет мировая премьера: давно и хорошо знакомые друг с другом замечательная немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и нидерландский бас-гитарист Люк Экс сыграют дуэтом впервые. В свободной импровизации и композициях Ингрид Лауброк стремится к максимальному разнообразию. Ее соло на теноре и альте одновременно лаконичны и наполнены смыслом, а богатое мелодическое измерение, заставляющее вспомнить Ли Конитца, помещается в абстрактный контекст европейской интеллектуальной музыки. Люк Экс, музыкант фактически без джазового бэкграунда, придумал оригинальный способ играть в джазовом ансамбле по-панковски, на основе своего опыта в анархо-панк-группе The Ex, только с акустической бас-гитарой. Он практикует подход «компровизации», заключающийся в сочетании тщательно прописанного материала со свободной импровизацией каждого голоса ансамбля. Экспрессивная манера игры Экса — отголосок панковского бэкграунда музыканта.

Адрес Культурного центра «Дом»: Москва, Большой Овчинниковский пер., 24 стр. 4 (метро «Новокузнецкая»)

Официальный сайт Гете-института в Москве: https://www.goethe.de/moskau

 

Обсуждение закрыто.