Фестиваль музыки Рахманинова в Концертном зале «Зарядье»

С 23 сентября по 22 октября в Московском концертном зале «Зарядье» пройдет большой Фестиваль музыки Сергея Васильевича Рахманинова, приуроченный к двойному юбилею композитора – 145-летию со дня рождения и 75-летия со дня смерти. Лучшие произведения Рахманинова будут звучать в Большом и Малом залах в исполнении ведущих коллективов и солистов России. Программу фестиваля составляют шесть концертов, постепенно, шаг за шагом, раскрывающих слушателю биографию и творчество композитора.

Рахманинов

Первый концерт с символическим заглавием «Начало» пройдет в Большом зале 23 сентября: московский музыкальный театр «Геликон-опера» представит свою недавнюю премьеру «Алеко» в постановке Ростислава Протасова и оформлении Валерия Кунгурова. «Алеко» — первая опера Рахманинова, написанная им в девятнадцать лет. Спектакль мгновенно обрел популярность и любовь у зрителей «Геликона»: музыка молодого композитора, отличающаяся юношеским задором и особой энергетикой, в обрамлении ярких цветов и наполненных страстью танцев, заставляет не только восхититься красотой, но и задуматься о важном — о любви, свободе, одиночестве. В показе на сцене «Зарядья» принимают участие солисты: Ольга Толкмит (Земфира), Алексей Исаев (Алеко), Иван Гынгазов (Молодой цыган), Михаил Гужов (Старый цыган), Лариса Костюк (Старая цыганка), а также хор и оркестр театра «Геликон-опера». За пультом — музыкальный руководитель спектакля, главный дирижер театра Валерий Кирьянов.

Алеко11

Второй концерт носит название «Небо»:  2 октября в Малом зале будет звучать «Всенощное бдение», небесная музыка, не вошедшая в литургическую практику, зато признанная всемирным шедевром. «Всенощная» была написана за две недели, после триумфальной премьеры 10 марта 1915 года исполнена четыре раза в течение месяца, но позже появлялась в концертах крайне редко или не исполнялась вовсе. В наши дни услышать вживую «Всенощную», требующую от хора подлинного мастерства, по-прежнему редкая удача. Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и дирижер Лев Конторович) – один из лучших и немногочисленных ее интерпретаторов. Также в концерте принимают участие Полина Шамаева (меццо-сопрано) и Иван Черёмухин (тенор).

Необычна программа третьего концерта «Кризис и расцвет» 4 октября в Большом зале. Здесь в один ряд встанут «несчастливая» Первая симфония, с которой у композитора связаны самые трагические воспоминания — ее премьера закончилась провалом и обернулась тремя годам депрессии, и «счастливый» Второй фортепианный концерт, ознаменовавший начало новой жизни. Оба сочинения прозвучат в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Солист – Алексей Володин (фортепиано).

volodin1

Четвертый концерт «Земля» (10 октября, Малый зал) — это романсы и камерные произведения, вдохновленные русской природой, ее красотой и «вешними водами». В концерте принимают участие: Алексей Гориболь (фортепиано), Наталья Петрожицкая (сопрано), Дмитрий Зуев (баритон), Рустам Комачков (виолончель), Павел Коновалов (фортепиано).

Тема пятого концерта (18 октября, Большой зал) — «Dies irae». Средневековая секвенция, ставшая музыкальным символом смерти, встречается как заупокойный лейтмотив в десятках произведений: от Фантастической симфонии Берлиоза до хоррора Стэнли Кубрика «Сияние». Рахманинов включил Dies irae в последнюю часть своего последнего оркестрового сочинения «Симфонические танцы». Оркестр «Questa musica» под руководством Филиппа Чижевского, снискавший славу как исполнители и барочной, и авангардной музыки, сыграет «Симфонические танцы» и Dies irae с текстом Фомы Челанского в виде эпиграфа к концерту. Публика также услышит Dies irae в редко исполняемой «Мессе» Игоря Стравинского, одном из последних сочинений композитора с весьма любопытным составом: хор и двойной квинтет духовых.

Чижевский

Завершит фестиваль «Последний концерт» 22 октября в Большом зале. Он в точности повторяет программу последнего концерта Сергея Васильевича Рахманинова, данного им за шесть недель до смерти, 28 марта 1943 года. Тогда прозвучали Первый фортепианный концерт Бетховена и «Рапсодия на тему Паганини», произведение настолько сложное, что даже самому Рахманинову, гениальному пианисту, ее исполнение представлялось серьезным испытанием. В этот вечер сочинение исполнит пианист Константин Лифшиц, лауреат международных премий, профессор Люцернской высшей школы музыки, один из самых ярких солистов современности. Также в концерте принимает участие Российский национальный оркестр. Дирижер – Миша Дамев.

Адрес: Москва, ул. Варварка, д. 6 стр. 4 (метро «Китай-город», «Площадь Революции», «Охотный ряд», «Театральная»)

Официальный сайт: https://zaryadyehall.com/

 

 

 

Обсуждение закрыто.