Гастроли театра «Провинциальные танцы» в рамках проекта «Dance резиденция»

С 24 ноября по 5 декабря в московском театре «Новая Опера» пройдут гастроли легендарных «Провинциальных танцев» под руководством Татьяны Багановой. Коллектив из Екатеринбурга станет первым гостем нового ежегодного проекта «Новой Оперы» и фонда Mart – Dance резиденция. 

Откроется проект 24 и 25 ноября возрождением знаковой постановки Татьяны Багановой «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского. Премьера состоялась в Большом театре России на фестивале «Век “Весны священной” – век модернизма» (2013). Изначально открывать фестиваль тогда планировалось новым спектаклем британского хореографа и режиссера Уэйна Макгрегора, но он в последний момент отказался. Татьяна Баганова смело приняла «вызов»: создала авторскую версию балета за шесть недель, не побоявшись поставить свою «Весну священную» в один ряд с великими творениями Вацлава Нижинского (1913), Мориса Бежара (1959) и Пины Бауш (1975). Она представила принципиально новый взгляд на это произведение, «концептуальный балет-инсталляцию». Спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» («Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника», 2014).

Художник-постановщик спектакля в Большом театре и его реновации в «Новой Опере» – Александр Шишкин, известный петербургский художник и сценограф, неоднократный лауреат премии «Золотая Маска», один из экспонентов павильона России на Венецианской биеннале (2019). В 2021 году вместе с Татьяной Багановой над партитурой Стравинского будет работать главный дирижер – музыкальный руководитель «Новой Оперы» Валентин Урюпин.

01 Весна священная_фото Дамир Юсупов

(Сцена из спектакля «Весна священная». Автор фото — Дамир Юсупов)

В паре с «Весной священной» «Провинциальные танцы» покажут еще одно произведение И.Ф. Стравинского – «Свадебку». Этот спектакль в постановке Татьяны Багановой был создан в 1999 году, в 2000 он получил «Золотую Маску» и был назван «первым культовым спектаклем в новом российском танце». Сам композитор обозначил произведение как «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Литературная основа сюжета в версии хореографа – древний обряд: жених собственноручно обрезает кинжалом косу, символ женской красоты. Зритель наблюдает процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и само обрезание косы. В 2019 спектакль был возвращен в репертуар «Провинциальных танцев» с обновленной хореографией, сценографией и костюмами.

В 2021 в Новой Опере сочинение прозвучит под управлением дирижера театра Дмитрия Волосникова. В исполнении примут участие солисты «Новой Оперы» Ирина Костина, Валерия Пфистер, Михаил Губский, Владимир Кудашев, солистки ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Варвара Котова и Мария Шенталинская, блистательные пианисты-виртуозы Зарина Шиманская, Александр Маслов, Сергей Редькин, Эдуард Кипрский.

Особое событие программы Dance резиденции – премьерный спектакль «Синяя Борода» (1 и 2 декабря), созданный по заказу American Dance Festival. Выбирая в качестве отправной точки «Синюю Бороду», но не опираясь на трактовку Шарля Перро, Татьяна Баганова обращается к тексту «Синебрадый возлюбленный» американской писательницы и драматурга Джойс Кэрол Оутс. Ее постмодернистская версия известного сюжета сказки-притчи – размышление о границах, доверии, власти, любви. Над спектаклем работала интернациональная команда: композитор Рио Вольта (Швейцария), танцовщик Чарльз Слендер-Уайт и художник по свету Дэвид Фэрри (США). Костюмы создал российский дизайнер Юрий Помелов, а художник-постановщик Александр Полагаев завершал свою работу над спектаклем удаленно, находясь на Кипре. Необычно, что Чарльз Слендер-Уайт присутствовал в постановке виртуально – танцевал свою партию в режиме реального времени, находясь в Сан-Франциско.

17 Девушка с фарфоровыми глазами_фото Глеб Махнёв

(Сцена из спектакля «Девушка с фарфоровыми глазами». Автор фото — Глеб Махнев)

Также в Dance резиденцию вошли уже известные работы «Провинциальных танцев». «Приключения сапожника Петра» (27 и 28 ноября) – спектакль-моралите для всей семьи, созданный в период самоизоляции. Это своего рода сериал, где главный персонаж – апостол Пётр, спустившийся на землю в образе сапожника. Спектакль Sepia на музыку Авета Тертеряна создан по мотивам романа японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». Он был поставлен в США по заказу American Danсe Festival в рамках программы «Интернациональные хореографы». Песок в этой постановке диктует ритм, атмосферу, хореографию и образы, становится главным действующим лицом спектакля, местом обитания персонажей. «Девушка с фарфоровыми глазами» (4 и 5 декабря), философская транскрипция новеллы Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек», создана по мотивам балета «Коппелия» М. Петипа.

Программа первой резиденции, которую представит театр Новая Опера совместно с фондом Mart, позволит проследить путь хореографа и ее коллектива в течение 30 лет, понять и почувствовать, как менялся почерк Татьяны Багановой, становясь все более минималистическим, жестким, обобщающим.

Адрес театра «Новая Опера»: Москва, ул. Каретный ряд, д. 3 стр. 2, сад «Эрмитаж» (метро «Маяковская», «Пушкинская», «Чеховская») Официальный сайт: https://novayaopera.ru/

(Фотографии предоставлены пресс-службой театра «Новая Опера») 

Обсуждение закрыто.