IX Международный фестиваль искусств “Дягилев. P.S.”

С 17 по 27 ноября в Санкт-Петербурге в девятый раз пройдет Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Центральной темой в этот раз станет 200-летие Мариуса Петипа. Фестиваль включен в официальную программу Года Петипа, его специальная балетная программа представит лучшие хореографические версии балетов Петипа XX-XXI веков в исполнении российских и зарубежных трупп.

Фестиваль откроется 21 ноября на сцене Александринского театра балетом «Баядерка. Пространство иллюзии» (La Bayadère – Nation of Illusion) японской труппы Noism, основанной в 2004 году в городе Ниигата. Название труппы обращает внимание на то, что искусство порой слишком зациклено на создании нового метода (нового “ -изма”). Основатель труппы и хореограф спектакля Йо Канамори, ученик Мориса Бежара, наоборот, не стремится к изобретению нового -изма (отсюда и название “no-ism”), а изучает уже существующие методы. Хореограф определяет жанр спектакля «Баядерка» как драматический балет, делая акцент на равнозначности драматической игры балетных артистов, сценографии, декораций и костюмов. Режиссером спектакля стал Хирата Ориза. Музыка спектакля основана на оригинальной партитуре Людвига Минкуса, с добавлением музыкального материала, созданного японским композитором Ясухиро Кадамтасу.

БЪNoism1&2 LaBayadere_2310

22 ноября на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» будут показаны два балета. Первый, «Девушка с фарфоровыми глазами» («Коппелия») новая постановка хореографа Татьяны Багановой из Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы», со-продюсером которой выступает фестиваль. Желание прикоснуться к творчеству Мариуса Петипа сфокусировало внимание хореографа именно на «Коппелии», однако Татьяна Баганова обращается, прежде всего, к литературной основе произведения – новелле Э.T.A. Гофмана «Песочный человек» и предлагает зрителю свои размышления на тему.

Вторым спектаклем вечера станет один из четырех балетов спектакля «Неспящая красавица» Национального балета Норвегии —“Epic Short” хореографа Мелиссы Хоу на музыку Первого концерта Чайковского. “Epic Short” — ироничное размышление об образе классической балерины в современном мире. Спектакль впервые был представлен публике в апреле этого года и получил приз Critic’s Choice как лучшая премьера по версии Dance Europe Magazine.

23 ноября на сцене БДТ им. Товстоногова Урал Опера Балет (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета) покажет спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова. По нотации из Гарвардского университета авторы спектакля восстановили хореографию 1881 года, — но поместили ее внутрь нового спектакля: на коллизии старинного сценария зрителю предлагается взглянуть с высоты разнообразного культурного опыта ХХ века.

С 24 по 26 ноября фестиваль представит видео-марафон фильмов о балетах знаменитого хореографа Матса Эка, вдохновленных сюжетами Петипа: «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица». А 26 ноября состоится public-talk с Матсом Эком и его музой танцовщицей Аной Лагуной.

25 ноября в Государственной Академической Капелле пройдет концерт барочной музыки, посвященный 250-летию певицы Прасковьи Жемчуговой, в исполнении Юрия Миненко (контратенор), Анны Горбачевой-Огилви (сопрано) и барочного ансамбля Quantum Satisпод руководством Сергея Фильченко.В программе концерта малоизвестные российской публике духовные кантаты Антонио Вивальди, арии из репертуара Прасковьи Жемчуговой, арии и дуэты из опер Георга Фридриха Генделя, Риккардо Броски, Леонардо Винчи. Контратенор Юрий Миненко стал первым контратенором финалистом международного конкурса оперных певцов «Певец Мира» в Кардиффе (Великобритания, 2009). Прославился на весь мир исполнением партии Мегабиса в постановке оперы «Артаксеркс» (2012) Леонардо Винчи под руководством дирижера Диего Фазолиса, собравшего ансамбль из самых известных современных контратеноров Макса Эмануэля Ценчича, Филиппа Жаруски, Франко Фаджоли, Валера Барна-Сабадуса. Анна Горбачева-Огилви выпускница оперной студии при Королевской академии музыки (Royal Academy Opera), Королевского колледжа музыки в Лондоне, а также факультета международных отношений Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Пела ведущие партии в барочном и классическом репертуаре в Венгерском национальном оперном театре, Театре ан дер Вин, Лионской и Уэльской национальной опере, Римской опере, Гранд опера Флориды, на Фестивале ранней музыки в Иннсбруке, Фестивале Генделя в Лондоне. В сезоне 2018-2019 Анна дебютирует в Королевской опере Мадрида и Большом театре России (титульная партия в опере «Альцина» Генделя).

MGV_0246

26 ноября на сцене БДТ им. Товстоногова свою версию балета «Жизель» представит южноафриканская труппа Дады Масило “The Dance Factory” из Йоханнесбурга. Стиль Масило, сочетающий фольклор с актуальным contemporary dance и иронически препарированными элементами классического танца, неповторим. Виллисы в прочтении Дады Масило предстают грозными и неумолимыми убийцами, а Жизель, в отличие от героини классического сюжета, не собирается прощать предавшего ее возлюбленного, но будет мстить ему.

Фестиваль завершится в Александринском театре 27 ноября грандиозным вечером «Петипа. Метаморфозы. XXI век», который отразит всю палитру интереса выдающихся мастеров современного балета к творческому наследию мастера — его главным шедеврам: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель». Анжелен Прельжокаж покажет свой балет “Ghost”, который ставит со своей труппой специально для фестиваля. Сэр Мэтью Борн, в 2016 году посвящённый Королевой Елизаветой II в рыцари за заслуги в области хореографии, представит фрагмент «Па-де-де Лебедя и Принца» из балета «Лебединое озеро»; за него Мэтью Борн получил премию «Тони» и как лучший режиссёр музыкального спектакля, и как лучший хореограф. Матс Эк, участник и почетный гость Фестиваля, представит па-де-де из второго акта “Спящей красавицы” в исполнении Марико Кида, солистки Шведского королевского балета, лауреата премии Benois de la Dance 2014, и Ваге Мартиросяна — лауреата премии Prix de Lausanne 2000. Премьера Михайловского театра Марат Шемиунов и Ирина Перрен исполнят «Небелое адажио» — хореография Мариуса Петипа на музыку Олега Каравайчука. Южноафриканский хореограф и танцовщица Дада Масило покажет свою версию дуэта Жизели с Альбертом. Па-де-де из «Спящей красавицы» Алексея Ратманского, реконструкции легендарного спектакля (2015), пройдет в исполнении солистов Американского балетного театра. Артисты Пермского театра оперы и балета станцуют «Восточный танец» из премьеры этого года — «Щелкунчика» Алексея Мирошниченко. Иван Васильев и Мария Виноградова (Большой театр России) исполнят па-де-де из балета «Корсар». Завершит концерт выступление студентов Академии балета им. А. Я. Вагановой с «Танцем часов» из оперы «Джоконда».

Программу фестиваля дополнят международные научные события, входящие также в официальную программу Международного культурного форума.

17-18 ноября в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства пройдет международная научная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», которая соберет театроведов, исследователей балета и хореографов-реконструкторов исторических постановок Петипа. Среди спикеров конференции: Надин Мейснер (Великобритания), Анна Миддэльбоэ Кристенсен (Дания), Кейко Сайто (Япония), Сергей Конаев (Москва).

В рамках конференции состоится презентация книги «Мариус Петипа. «Мемуары» и документы» (НАВОНА, 2018). Издание мемуаров, с факсимиле и французским автографом, подготовил историк балета Сергей Конаев при участии Паскаль Мелани.

20 ноября состоится круглый стол «Вокруг Пиковой дамы» с премьерным показом документального фильма Манаса Сираканяна «Княгиня Голицына. Не только Пиковая дама». Фильм посвящен Наталье Петровне Голицыной (1744-1837), послужившей прототипом Пиковой Дамы. За свою долгую жизнь Наталья Голицына стала свидетелем и участницей интереснейших событий, а оставленное ею наследие не ограничивается легендой о трёх выигрышных картах. В фильме показаны уникальные произведения искусства и артефакты, связанные с Натальей Голицыной и театральными воплощениями Пиковой дамы. В съёмках фильма приняли участие специалисты, посвятившие Наталье Голицыной и Пиковой даме часть своей жизни, среди которых искусствовед Виктор Файбисович и меццо-сопрано Лариса Дядькова. Съёмки проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Версале, Мальме. Фильм вдохновлен выставкой «Серебро и золото Пиковой дамы», прошедшей в рамках фестиваля Дягилев P.S. Предметом дискуссии станет противоречивый и загадочный образ Пиковой дамы в литературе и театре, и личность и судьба Натальи Петровны Голицыной. Участники круглого стола — историки, режиссеры, актеры, литературоведы. Круглый стол ведет Сергей Николаевич («Сноб»)

Также в рамках Фестиваля будет представлена Международная выставка «Петипа. Танцемания» в Музее театрального и музыкального искусства. Выставка продемонстрирует уникальные, ранее не экспонировавшиеся артефакты премьерных спектаклей Петипа из коллекции Музея, во всем блеске представит «воцарение» балетов Петипа на национальных сценах Парижа и Лондона и расскажет о влиянии наследия Петипа на последующее развитие хореографического искусства в XX-XXI веках. Впервые в Петербурге будут показаны роскошные костюмы по эскизам Льва Бакста к балету «Спящая принцесса» 1921 года антрепризы Дягилева «Русский балет».

К выставке будет выпущен одноименный энциклопедический альбом в двух томах, на трех языках о балетах эпохи Петипа и жизни на мировой балетной сцене в XX-XXI вв.

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.diaghilev-ps.ru/

(Иллюстрация 1 — сцена из спектакля «Баядерка/La Bayadere», автор фото — Kishin Shinoyama. Иллюстрация 2 — сцена из спектакля «Девушка с фарфоровыми глазами», автор фото — Глеб Махнев)

Обсуждение закрыто.