Концерт Студии новой музыки «Не в Граните» в Рахманиновском зале МГК им. П. И. Чайковского

21 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится концерт-музыкальный комментарий ансамбля «Студия новой музыки» к выставке «Ненавсегда» (1968–1985), проходящей сейчас в пространстве Новой Третьяковки.  Вслед за программной идеей выставки, сталкивающей официальное и неофициальное искусство периода «застоя», «Студия новой музыки» сопоставит музыкальные произведения российского авангарда и сочинения наиболее интересных представителей соцреализма того же периода.

В афишу включены как сочинения «традиционалистов», которые можно отнести к числу явных художественных удач, так и произведения композиторов советского андеграунда, в которых только лишь намечаются новые направления поисков их авторов.

Ансамбль Студия новой музыки. Фото Олимпия Орлова

В творчестве отдельных композиторов 1960-х–1980-х часто традиционные элементы и эксперимент находятся в единстве, как, например, в подчеркнуто ироничных «Веселых песнях» Сергея Слонимского на стихи Даниила Хармса. По контрасту с ними прозвучит «Серенада» Альфреда Шнитке, основанная на плакатной конфронтации «всего со всем», когда нарочито случайное взаимодействие жанровых фрагментов образует импровизационно-джазовое звуковое поле и провоцирует уже немыслимое в то время чувство анархической свободы.

В 1960-е годы параллельно возникают сочинения, индивидуально адаптирующие музыкальные средства Дмитрия Шостаковича, ставшие к тому времени уже вполне конвенциональными, и сочинения по своей стилистике во всем противопоставляемые новому советскому мейнстриму. Как отражение этой тенденции в программе концерта «постшостаковичевскому» художественному высказыванию Третьего квартета Николая Пейко противопоставлена небольшая пьеса Эдисона Денисова DSCH. Хотя в своем названии сочинение Денисова тематизирует знаменитую шостаковичевскую музыкальную анаграмму, по существу оно не имеет с музыкой Шостаковича ничего общего и образует совершенно новый абстрактный звуковой мир.

Как очень милое «прекрасное далеко» — одновременно и свежее, и очень знакомое звучит вокальный цикл Бориса Чайковского «Последняя весна» на стихи Николая Заболоцкого, написанный в самый последний период брежневской эпохи. Но искомая Заболоцким «вещность» слова по-настоящему осязательно, почти телесно передана Александром Вустиным в его мощном чисто инструментальном сочинении «Слово» для духовых и ударных.

Концерт будет сопровождаться дискуссией куратора выставки Кирилла Светлякова, искусствоведа и галериста Сергея Попова и музыковеда Светланы Савенко. Модератор дискуссии — автор проекта, музыковед Владислав Тарнопольский.

Адрес Рахманиновского зала МГК: Москва, Большая Никитская ул., 11/4 с.1 (метро «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд», «Арбатская»)

Официальный сайт Студии новой музыки: https://www.studionewmusic.ru/

Обсуждение закрыто.