Международный фестиваль NET («Новый европейский театр»)

С 17 ноября по 6 декабря в Москве пройдет 18-й Международный фестиваль NET — Новый европейский театр (арт-директора — Марина Давыдова и Роман Должанский; поддержка — Французский институт в Москве, Гёте-Институт в Москве, Британский Совет в России, компании «Академсервис» и Союз Театральных Деятелей РФ; генеральный партнер – Фонд Михаила Прохорова).

«18-ый фестиваль для нас – точка отсчета дальнейшего развития после долгого пути становления. Мы стали спокойнее, но все также стремимся постигать прежде незнакомые формы» — говорят организаторы.

Откроется NET-2016 17 и 18 ноября спектаклем «Праздники будущего» (режиссер Тим Этчелс / Компания Forced Entertainment). Ветераны разговорного театра, английская группа «Forced Entertainment» — коллектив из нетеатрального города Шеффилд, не имеющий даже собственной площадки, но при этом известный на весь мир благодаря своим небольшим мобильным спектаклям. «Праздники будущего» — одна из их последних премьер, оригинальное название которой напоминает песню культовой группы «Velvet Underground». Это динамичный и остроумный спектакль, который, конечно же, не о будущем, а о настоящем — о надеждах и фобиях сегодняшнего человека и о непреодолимом страхе перед грядущим.

Один из главных «хитов» зарубежной программы фестиваля — спектакль «Vangelo» (25 и 26 ноября) знаменитого итальянского режиссера Пиппо Дельбоно (копродукция Компании Пиппо Дельбоно, Театра Эмилия-Романья и Хорватского национального театра). В спектаклях Дельбоно нет ни четко закрепленных персонажей, ни драматургической канвы, ни даже мизансцен в традиционном понимании. Есть горячечный монолог самого режиссера — высокого, грузного, лысоватого человека с длинными руками, двигающегося по сцене непринужденно, как ребенок, которого никогда не учили искусству танца. И есть артисты его эксцентричной труппы: старенький аутичный Бобо, которого Пипо вызволил из психлечебницы, даун-трансвестит Джанлука… С их помощью Дельбоно пытается вытравить из искусства искусственность. Превратить сценическую игру в сценическую исповедь. Его опусы проникнуты желанием столкнуть лицом к лицу натуральное и фальшивое и через это преодолеть условность театра, в котором уже невозможно играть роли, можно только быть самим собой. Спектакль «Vangelo» (ит. «Евангелие») создан в память о матери художника, которая, будучи истинной католичкой, перед смертью спросила сына, почему он никогда не обращается к религиозным сюжетам. Впрочем, не следует ожидать знакомых историй или канонического воплощения.

Есть в афише и необычный хореографический блок. 5 декабря можно будет увидеть спектакль «Gala» ( копродукция Фестиваля NET, Театра Наций и Французского института в Москве) выдающегося французского режиссера и хореографа Жерома Беля, сделанный с профессиональными и непрофессиональными московскими танцовщиками (всего в спектакле занято двадцать человек, в том числе 2 балетных танцовщика, 2 исполнителя современного танца, 2 актера, 2 детей 6-10 лет, 2 подростка, 3 пенсионера, 1 трансгендер, 1 человек с синдромом Дауна, 1 человек с ДЦП). В первой части спектакля перформеры по очереди представляют свою интерпретацию одного из танцевальных  стилей, иллюстрируя тезис Жерома Беля о феномене социальной памяти. Во второй — исполняют сольные танцы, которые знают из своей повседневной жизни, тогда как остальные участники воспроизводят их движения. В итоге, по замыслу автора, перформанс превращается в настоящий гедонистический манифест танца без ограничений и комплексов.

А 5 и 6 декабря на фестивале покажут работу «Climax» (Компания «As is presenting arts») в постановке одного из ключевых хореографов Израиля Ясмин Годдер. «Climax» — спектакль, заказанный Годдер музеем изобразительного искусства Петах-Тиква и изначально созданный для выставочного пространства. Совмещая живое и неживое, изобразительное искусство и исполнительское, хореографу удалось создать резко политическое произведение, резонирующее с хрупким чувством общности, стремлением к безопасности внутри коммьюнити, присущим с одной стороны современному художнику, а с другой – любому израильтянину, и в то же время, омраченному ощущением опасности, угрожающей извне. Работа требует от исполнителей – шести танцовщиков — большой физической отдачи и включает уникальную танцевальную лексику, разрабатываемую Годдер на протяжении последних пятнадцати лет. Формируя круг, глядя друг другу прямо в глаза, исполнители, сначала находящиеся среди зрителей, постепенно исключают последних из своих рядов, передавая друг другу сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины, иногда расслабляющей, иногда напряженной. Переходы от одного способа существования к другому стремительны и неожиданны.

В этом году NET принимает у себя в гостях Летний петербургский фестиваль «Точка доступа», специализирующийся на сайт-специфическом искусстве, в частности, театре в нетеатральных пространствах. 21 и 22 ноября в программе — спектакль-променад «Разговоры беженцев» по пьесе Бертольта Брехта (худрук постановки Константин Учитель, режиссер Владимир Кузнецов). Место действия пьесы — Центральный вокзал Хельсинки (а спектакль пройдет в пространстве Ленинградского вокзала). События разворачиваются в залах, кафе и на перроне. Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность наблюдать за приватным разговором неких Циффеля и Калле. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно наложенный на звуковой канал. Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя — два немецких беженца времен Второй мировой, обсуждающих как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые невзгоды.

Есть у нынешнего NETа и традиционная московская программа. На этот раз в нее вошли три премьеры: «Тибетская книга мёртвых» (режиссер Василий Березин / Театр.doc), «Дыхание» (режиссер Марат Гацалов / Театр Наций) и «Золотой Осёл. Разомкнутое пространство работы» (творческая группа проекта: Борис Юхананов, Иван Кочкарев, Анастасия Нефедова, Дмитрий, Курляндский, Федор Софронов, Андрей Кузнецов-Вечеслов, Евгений Виноградов / Электротеатр Станиславский).

Кроме того, в афише — два специальных проекта: мультимедийный перформанс по мотивам знаменитых художественных произведений «10 10 10″ группы «Anonymous», творческого объединения выпускников Берлинской школы Баухаус, чьи работы объединяют видео, звук, изобразительное искусство, кино и современную хореографию (20 — 28 ноября), и выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением» (24 ноября 2016 — 18 января 2017), архивная экспозиция, составленная из отрывков видео из фильмов и театральных постановок, фото перформансов, цитат и отрывков интервью Шлингензифа, одного из самых оригинальных и значимых для немецкой культуры художников .

OFF-программу фестиваля составят две очень необычные работы. Первая — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» (режиссеры Виктор Карина, Мия Занетти /Совместное производство: театральная компания Jorney Lab (Нью-Йорк, США) и компания YesBWork (Москва, Россия)). Зрители окажутся в эпицентре загадочных событий, одновременно происходящих на всей территории старинного поместья. В особняке возникли десятки потайных ходов и дверей, а в результате шестимесячных репетиций, которые велись в строжайшей тайне, российские актеры смогли освоить уникальные методики взаимодействия с аудиторией. Действие, поставленное по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», будет происходить на расстоянии вытянутой руки, задействуя все чувства зрителей, а непременный атрибут шоу – маска, создаст ощущение анонимности и защищенности. Побывать на «Вернувшихся» можно 1 декабря.

Вторая работа — казахский поп-механический спектакль «Медея. Материал» (режиссер Рустем Бегенов /Творческое объединение ORTA совместно с Гёте-Институт Казахстан, при участии Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы; 9-10 декабря). Первая в истории казахского театра постановка Хайнера Мюллера решена в эстетике ландшафтного музыкального театра, где музыка, техника, тело, сценография, костюм и текст находятся в равноправных отношениях и одинаковы по силе присутствия.

С 20 по 27 ноября в пространстве Боярских палат СТД РФ пройдет Фестивальный клуб, где можно будет провести время в неформальной обстановке и поговорить о самых интересных событиях современного искусства и культуры с приглашенными гостями — режиссерами, хореографами, композиторами, театральными и кино- критиками. Откроется клуб выступлением коллектива «ИЮЛЬАНСАМБЛЬ» — новым театральным образованием, «выросшим» из Мастерской Виктора Рыжакова. Молодые артисты покажут фрагменты своей работы «Современный концерт». Среди мероприятий клуба — показ документального и анимационного кино, DJ-сеты от самых разных музыкантов и многое другое.

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://netfest.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Вернувшиеся». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля).

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.