Международный фестиваль NET («Новый европейский театр»)

С 17 ноября по 4 декабря в Москве пройдет пятнадцатый, юбилейный фестиваль NET (Новый европейский театр).

Каждый год арт-директора NETа Марина Давыдова и Роман Должанский придумывают определенную тему фестиваля. В этом году тема звучит «От спектакля к перформансу», и, по большому счету, это основное направление NETа, его суть. За пятнадцать лет существования фестиваль помогал увидеть, как меняется театр, взаимодействует с другими видами искусства, отказывается от привычных выразительных средств. Оставаясь при этом театром.

Традиционно, в программе  NETa спектакли хорошо известных постоянным зрителям фестиваля корифеев европейской сцены соседствуют со спектаклями тех, с кем московская публика только познакомится.

17 и 18 ноября на площадке Центра имени Мейерхольда фестиваль откроется спектаклем Кристофа Марталера «King Size», постановка которого была осуществлена совсем недавно в швейцарском театре «Базель». В нем много очень разной музыки – возникающей из самых неожиданных источников, противоречивой, странной. Именно из музыкальных обрывков складывается в конечном итоге эклектичная картина мира.

Еще один музыкальный спектакль программы — «Волшебная флейта» легендарного режиссера Питера Брука (20 и 21 ноября, Театр Наций), свободное переложение оперы Моцарта Бруком и его соавторами. «Эта Волшебная Флейта» будет не такой, какой вы ее себе представляли. Избитые символы и  сценические эффекты останутся за бортом, а вместо них на сцене появится вечно юный Моцарт в компании молодых, талантливых певцов, не боящихся импровизировать, искать новые формы и новые краски». (Питер Брук)

Эстонский театр «No99» примечателен уже историей своего названия. Режиссер Тийт Оясоо и его коллеги отмерили своему коллективу 99 спектаклей. И теперь ведут обратный отсчет. Например, «Педагогическая поэма» (ее можно будет увидеть 21 и 22 ноября в Центре имени Мейерхольда) имеет порядковый номер «63». Спектакль, созданный командой молодых авторов, исследует потаенные стороны актерской профессии, выворачивает наизнанку самые странные и неожиданные мысли людей сцены.

Имя Паскаля Рамбера знакомо московскому зрителю по работе в МХТ в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском». У себя же на родине Рамбер возглавляет парижский театр «Женвилье» – одну из главных экспериментальных площадок современного французского театрального движения. Именно его пластический спектакль «Memento Mori» (25 и 26 ноября, Центр имени Мейерхольда) погрузит зрителей в полную темноту, лишив шанса на отстраненное созерцание, заставит обостриться все природные инстинкты.

Редкий гость фестиваля NET – кукольный театр. Испанский спектакль «Mi gran obra» осуществлен по всем принципам спектакля большой формы: «Мой большой спектакль» – это то, что я хотел бы создать, будь у меня неограниченный бюджет, самый большой театр в мире, триста актёров на сцене, военный оркестр, рок-группа, животные, машины и вертолет», – говорит режиссер Давид Эспиноза. Нюанс заключается лишь в масштабе: все роли отданы 5-миллиметровым персонажам. Спектакль сыграют с 27 ноября по 1 декабря по два раза в день в Боярских палатах СТД, и рассчитан он всего на двадцать зрителей.

В рамках года Россия-Голландия режиссер Иво ван Хове (два года назад NET показывал его спектакль «Дети солнца»), представит работу «Сцены из супружеской жизни», созданную по одноименному сценарию Ингмара Бергмана (29 и 30 ноября). Нестандартное решение пространства объединит актеров и зрителей на сцене, оставив пустовать тысячный зал «Дворца на Яузе».

Завершится фестиваль 3 и 4 декабря в Центре имени Мейерхольда спектаклем французского режиссера Филиппа Кена. Основатель собственной студии театральной инновации, объединившей в едином творческом эксперименте молодых актеров, современных художников, кинематографистов и музыкантов «новой волны», представит на NETе одну из своих самых известных работ «Эффект Сержа». Кен создает ожившие инсталляции, где свет, звук и образы значат не меньше, а то и больше, чем текст.

Как всегда, в афишу включены яркие  московские премьеры, созвучные концепции фестиваля. Это «100% Furioso» («Платформа»; компания Риччи/Форте; 20 ноября), «Гамлет» («Гоголь-центр», режиссер Давид Бобе; 29 и 30 ноября, 1 декабря), «Три дня в аду» (Театр Наций, режиссер Дмитрий Волкострелов; 3 и 4 декабря), «Альбер Камю читает «Постороннего»/remix» (автор концепции Пьер де Мюэленер, Франция; 29 ноября), «Старость» /рабочее название/ (Liquid Theatre; 23 и 24 ноября).

Будет на NETе и специальная программа. В нее войдут видео-опера «Индекс металлов» (19 и 20 ноября, Центр имени Мейерхольда) на музыку итальянского композитора Фаусто Ромителли и мультимедиа-спектакль «Падение/я» (28 ноября, Центр имени Мейерхольда) по произведениям композиторов Михаэля Жарреля, Мартена Маталона и Рафаэля Сендо. Кроме того, с 5 по 15 ноября в кафе «МАРТ» и с 17 ноября по 4 декабря в Центре имени Мейерхольда пройдет фотовыставка «FRIENDS FOREVER», проект, осуществленный фотографами Полом Критзом и Алексеем Лукиным совместно с Британской высшей школой дизайна. Две фото-серии, «REFLECTIONS» и «Несерьезно», интересны и примечательны по-своему. Каждая из них отражает тот или иной миг из калейдоскопа событий и лиц фестиваля. На фотографиях Пола Критза зрители предстают в неожиданных образах, навеянных ощущениями от самого фестиваля, а в работах Алексея Лукина давние друзья фестиваля Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев, Михаил Осокин, сняты в манере, стилизованной под любительскую съемку.

Официальный сайт фестиваля NET: http://netfest.ru/home

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Волшебная флейта». Pamina Julia Bullock — Tamino Roger Padulles — Sarastro Patrick Bolleire 2 by Renato Velasco)

 

Обсуждение закрыто.