Музыкальный театр и классическая музыка: итоги сезона 2021/2022
Нынешний театрально-концертный сезон, несмотря на непростую окружающую обстановку, впечатлил разнообразием и качеством. «Большой стиль» – и яркие независимые проекты, незаурядность мышления режиссеров и композиторов, серьезные темы для высказывания – и поиски нового языка, честность и азарт. Редкое сочетание. Важное.
Ключевые московские события — в традиционном итоговом рейтинге от нашего главного редактора, театрального критика Алисы Никольской.
Спектакль (опера):
«Лоэнгрин» Р. Вагнер (режиссер-постановщик – Франсуа Жирар; дирижер-постановщик – Эван Роджистер; Большой театр, совместная постановка с театром Метрополитен-опера)
«Мертвый город» Э. Корнгольд (режиссер-постановщик – Василий Бархатов; музыкальный руководитель – Валентин Урюпин; дирижер – Дмитрий Матвиенко; «Новая Опера»)
«Робинзон Крузо» Ж. Оффенбах (режиссер-постановщик – Александр Титель; музыкальный руководитель – Ариф Дадашев; МАМТ)
«Curiosity” Н. Попов (постановка и сценография – Алексей Смирнов; совместный проект Электротеатра Станиславский и продюсера Максима Шостаковича)
Спектакль (мюзикл):
«Онегин» А. Гладстон & В. Хилле (режиссер-постановщик – Алексей Франдетти; музыкальный руководитель – Армен Погосян; Театр на Таганке)
«Кабаре» Дж. Кандер & Ф. Эбб & Д. Мастерофф (режиссер – Евгений Писарев; музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Евгений Загот; Театр Наций)
(«Лоэнгрин», сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра, автор — Дамир Юсупов)
Мультижанровый спектакль:
«Безымянная звезда», электродрама (композитор – Александр Карпов; режиссер – Александр Созонов; Московский Губернский театр)
«Фрида», спектакль-концерт (режиссер – Сергей Сотников, исполнительница роли Фриды – Марина Александрова, музыкальное наполнение – Петр Дранга; пространство – Театр Наций)
Гастрольный спектакль:
«Семен Котко» С. Прокофьев (полусценическое исполнение; режиссер – Анна Шишкина, по мотивам спектакля Юрия Александрова; музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев; солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра; Концертный зал «Зарядье»)
«Лакме» Л. Делиб (режиссер-постановщик – Сергей Новиков; музыкальный руководитель и дирижер – Александр Рудин; Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. Хворостовского на сцене Большого театра)
Концертное исполнение оперы:
«Полифем» Н. Порпора (Юлия Лежнева, Макс Эмануэль Ценчич, Юрий Миненко, Сретен Манойлович, Соня Рунье, Диляра Идрисова, ансамбль Questa Musica, Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер – Маркеллос Хриссикос; Концертный зал имени П. И. Чайковского)
«Венера и Адонис» Д. Блоу (Анна Дэннис, Эдвард Джоуль, Александр Чанс, Вокальный ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum, дирижер – Роберт Холлингворт; Концертный зал «Зарядье»)
(«Лакме», сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра, автор — Сергей Головач)
Независимый проект:
«Император Атлантиды» В. Ульман (режиссер – Алла Чепинога; дирижер – Дмитрий Вакарчук; музыкальный руководитель – Люция Итальянская; исполнители – оркестр и солисты института «Академия имени Маймонида» РГУ имени А. Н. Косыгина)
«Преступление и наказание» (сценарист и режиссер – Захар Насакин; автор рэп-текстов – Лев Киселев; РЭП-Театр)
Студенческий (дипломный) спектакль:
«Целуй меня, Кэт!» ((Российский институт театрального искусства ГИТИС; Мастерская Герарда Васильева)
«Дон Жуан» (Российский институт театрального искусства ГИТИС; Мастерская Ивана Поповски)
Спектакль для всей семьи:
«Мамонтенок» по песням Е. Крылатова, Г. Гладкова, В. Шаинского, Ю. Энтина и Г. Остера (режиссер – Валерий Маркин, музыкальный руководитель – Мария Галлиардт, выпускающий дирижер – Арсентий Ткаченко; Театр мюзикла)
«Волшебный оркестр» (режиссер – Дмитрий Отяковский, дирижер – Иван Рудин, креативный продюсер – Олег Скотников; Концертный зал «Зарядье» совместно с театром «Странствующие куклы Господина Пэжо»)
Фестиваль (театр):
«Видеть музыку», Шестой фестиваль музыкальных театров России
Фестиваль (музыка):
«Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний»; Московская филармония; Концертный зал имени П. И. Чайковского
Сольный концерт (вокал):
Иэн Бостридж (тенор, Великобритания); Ф. Шуберт, «Зимний путь»; Концертный зал «Зарядье»
Томас Хэмпсон (бас-баритон, США) & Лука Пизарони (бас-баритон, Италия) и РНМСО п/у Михаила Татарникова; программа «No Tenors Allowed”; Концертный зал имени П. И. Чайковского
Анна Прохазка (сопрано, Австрия-Ирландия) & Флориан Бёш (бас-баритон, Австрия); произведения И. С. Баха и Д. Букстехуде; Концертный зал «Зарядье»
Симфонический концерт:
ГАСО п/у Василия Петренко; Д. Д. Шостакович, Симфония № 7 до мажор (Посвящается городу Ленинграду); Концертный зал «Зарядье»
Московский камерный оркестр Musica Viva п/у Александра Рудина; Ф. Шуберт, Увертюра из музыки к пьесе «Розамунда»; К. М. фон Вебер, Большое попурри (Концерт) для виолончели с оркестром ре мажор; Р. Шуман, Увертюра к «Сценам из Фауста» Гёте», Симфония № 4 ре минор (первая редакция, 1841 год); Концертный зал имени П. И. Чайковского
Концерт-премьера (первое исполнение произведения):
«Последний день вечного города» Ильи Демуцкого – музыкально-драматическое театрализованное действо для хора, солистов, драматических актеров, инструментального ансамбля с видеосценографией; Минин-хор п/у Тимофея Гольберга; Концертный зал «Зарядье»
Лучшая женская роль (опера):
Анна Нечаева (Эльза, принцесса Брабантская; «Лоэнгрин»; Большой театр)
Лилия Гайсина (Джильда; «Риголетто»; МАМТ)
Марина Нерабеева (Мари, Мариэтта; «Мертвый город»; «Новая Опера»)
Наталья Петрожицкая (Настасья Филипповна Барашкова; «Н. Ф. Б.»; МАМТ)
Лучшая мужская роль (опера):
Сергей Скороходов (Лоэнгрин, «Лоэнгрин»; Большой театр)
Владимир Дмитрук (Герцог, «Риголетто»; МАМТ)
Василий Ладюк (Фриц, «Мертвый город»; «Новая Опера»)
Лучшая женская роль (мюзикл):
Наталья Инькова (Татьяна, «Онегин»; Театр на Таганке)
Юлия Чуракова (Салли Боулз, «Кабаре», Театр Наций; Флоренс Васси, «Шахматы»; «Бродвей Москва» & Театр МДМ; ввод)
Анастасия Карханова (Отоми, «Дочь Монтесумы»; Московский театр оперетты)
Лика Рулла (Оксана, «ПраймТайм»; Театр мюзикла; ввод)
Лучшая мужская роль (мюзикл):
Иван Коряковский (Ленский, «Онегин»; Театр на Таганке)
Денис Суханов (Конферансье МС, «Кабаре»; Театр Наций)
Василий Ремчуков (Хуан де Гарсиа, «Дочь Монтесумы»; Московский театр оперетты)
Вадим Дубровин (Сергей, «ПраймТайм»; Театр мюзикла; ввод)
Верность стилю и просветительство:
Герард Васильев и Жанна Жердер (за исключительный уровень воспитания и поддержки молодого поколения артистов музыкального театра через конкурс «ОпереттаLand” и Мастерскую в РАТИ-ГИТИС)
Новое направление:
Первый сезон лаборатории «Opera Lab” – социокультурного образовательного проекта для молодых специалистов музыкального театра (художественный руководитель – Григорий Королёв, музыкальный руководитель – Айрат Кашаев, главный режиссер – Дарья Борисова, исполнительный продюсер – Александра Маркевич)
Событие:
Первый международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова
Проект «Настройки» (куратор – Дмитрий Ренанский; ГЭС-2)
Эксперимент:
Проект «RE-конструкция» Театра Наталии Сац: пока Большая сцена закрыта на капитальный ремонт, художественный руководитель театра Георгий Исаакян придумал использовать всё остальное пространство здания, и показывать редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения разных эпох
Открытие:
Лаборатория «Круг внимания» (куратор – Алексей Смирнов, музыкальный руководитель и дирижер итоговых показов – Ариф Дадашев): Достоевский и опера, опыты молодых режиссеров; МАМТ
Юбилей:
100-летие Московской филармонии
Свежие комментарии