Мюзикл «Граф Монте-Кристо» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии неизменно радует поклонников жанра мюзикла крупными проектами серьезного уровня. Здесь не забывают ни об оперетте, ни об авторских уникальных работах, но у основной зрительской аудитории театр сегодня ассоциируется в первую очередь с мюзикловыми «блокбастерами». И в нынешнем сезоне взята новая вершина: свет увидел спектакль «Граф Монте-Кристо».

Это уже второй мюзикл Фрэнка Уайлдхорна на сцене Музкомедии, и снова в режиссерской версии Миклоша Габора Кереньи (KERO). Предыдущая работа, «Джекилл & Хайд», идет здесь уже несколько лет, и зрители полюбили эту непростую, трагическую историю о научном эксперименте, погубившем незаурядный ум. А артисты, «вышедшие» из «ДиХ», отлично освоились в стилистике композитора, и работают в новом проекте настолько органично, что даже трудно представить на их месте кого-то другого. И очень радостно видеть — и слышать — их уверенное движение вперед, в первую очередь вокальное. А музыкальный руководитель спектакля Алексей Нефедов прочно утвердился на первом месте среди российских мюзикловых дирижеров.

«Граф Монте-Кристо» получился зрелищным, динамичным, с оттенком романтики и долей иронии. Некоторые режиссерские приемы выглядят довольно экстравагантно – например, Граф «вламывается» на собственный бал в Париже, стоя на носу корабля. Однако в фантазийном мире этой истории чего только ни может быть. Великолепна хореография (Рик и Джеф Куперман): пластический рисунок выразителен, разнообразен, благодаря танцевальным номерам эмоциональный градус происходящего взлетает буквально до небес.

ГМК@Мария Ковалева 11.11.17 (1)

(Сцена из спектакля. Эдмон Дантес — Кирилл Гордеев, Мерседес — Вера Свешникова)

 

Роль Эдмона Дантеса/Графа Монте-Кристо «делят» (что им не впервой) Кирилл Гордеев и Ростислав Колпаков. И – герои получились необычайно разными. Даже диаметрально противоположными. И по подходу к роли, и по формированию характера. Что, конечно, в каждом случае диктует общую атмосферу спектакля.

Граф-Гордеев меняется постепенно. Пылкий юноша, порывистый, темпераментный, он чувствует, что весь мир принадлежит ему – просто потому что он молод, силен, и у него есть все что нужно для счастья. После ареста он словно бы съеживается, уменьшается, почти растворяется в темном воздухе тюремного замка. А осознав причины случившегося, этот Эдмон превращается в Зевса-громовержца, его глаза мечут молнии, он мудреет, прибавляет возраста – и лицо, и движения, и голос становятся другими. Теперь это человек-боль. Человек-отчаяние. Все его поступки исходят из невероятного страдания, огня, который ничем не затушить.

Совсем иначе у Колпакова. В самом начале его Эдмон – мальчишка, веселый, лукавый, наивный. Для него жизнь – немножко игра. Даже в сцене ареста он не до конца верит в происходящее. И вдруг – понимает. И слом происходит сразу же. Из замка Иф выходит чудовище. Знаменитая ария «Ад у порога», завершающая первый акт, исполняется им с демоническим накалом. Врагам этого Эдмона не позавидуешь. Он будет мстить весело, изощренно, без страха и упрека. И тем страшнее видеть, что за жестокостью этого Графа – огромная душевная пустота. Он словно выгорел изнутри. Только пепелище осталось. Никаких чувств. Совсем.

Совсем непохожими – вышли и обе героини. Мерседес Веры Свешниковой – чувственная, горячая, готовая на все ради любви. Их трагический дуэт с Эдмоном «Я буду здесь» просто сносит силой и мощью. Такая любовь и правда обрушивает все стены и открывает все замки. А как хороши в исполнении Свешниковой огромные сольные номера – «Когда мир был моим» в первом акте и «Все это время» во втором, где Мерседес уже взрослая женщина, печальная, с горящим болью взглядом, но не утратившая пыла чувств к самому важному человеку в жизни.

У Елены Газаевой Мерседес – почти девочка, милая и нежная, у которой только начинается жизнь. Не цветок даже, а раскрывающийся бутончик. Она любит Эдмона как героя грез, принца из книжки легенд. И повзрослевшая Мерседес – бутон, уничтоженный и насильно засушенный между страниц. Сдержанная, ушедшая в себя, она словно запретила себе эмоции. И только к финалу ее лепестки снова обретут цвет и дыхание.

Фернан Мондего, главный соперник и антагонист Эдмона, превосходно получился у Олега Красовицкого – первая в его биографии роль злодея села как влитая. В красивых чертах героя-любовника проступила хищность, вокальные краски подчеркнули характер. Этот Фернан – сильный, хитрый, он неумолимо обольщает Мерседес, уверенно врет ей, убедительно настолько, что не удивляешься ее выбору. И как страшен он раздавленный в завершении ансамблевой многоголосной сцены мести графа. И еще страшнее – в финале, весь собравшийся в сгусток ненависти и отчаяния.

Граф МК 11.11.17@мария Ковалева (3)

(Сцена из спектакля. Луиза Вампа — Наталия Диевская)

 

Как известно, разбойника Луиджи Вампа в мюзикле нет (как и капитана контрабандистов): здесь они объединены в одну фигуру – Луизу Вампа, пиратку-хулиганку, помогающую главному герою в достижении цели. И благодаря Наталии Диевской этот персонаж получился в спектакле самым ярким. И визуально – красавица в тяжелых ботинках, корсете, с уложенными в панковский гребень волосами, производит убийственное впечатление. И музыкально – номер Луизы «Правда или вызов», боевой и динамичный, с рэповыми вставками, до предела обостряет эмоциональную картину первого акта. Во втором акте Луиза предстанет уже роковой соблазнительницей, в которой зародились нежные чувства к Эдмону. И финал этой едва начавшейся любовной истории заставляет грустить.

В каждом крупном мюзикловом проекте Музкомедии непременно возникают новые актерские имена. Потенциальные звезды жанра, за которыми интересно наблюдать дальше. «Граф Монте-Кристо» исключением не стал: Алексей Байков, сыгравший юного Альбера – очарователен, харизматичен, с красивым голосом и запоминающейся внешностью. Его Альбер – настоящий аристократ (в противовес отчиму), умный, утонченный, обладающий превосходными манерами. У Байкова, конечно, есть сценический опыт, но именно ролью Альбера он заявил о себе по-настоящему.

С одной стороны, «Граф Монте-Кристо» – история довольно мрачная. И по стилистике, и по сути. Но с другой – сквозь эту мрачность чувствуется энергия жизни. Жизни, которая возможна даже когда каждый новый вдох, каждая следующая минута дается с трудом. И на спектакль приходишь именно за этим – за ощущением света сквозь нескончаемые грозовые тучи.

(Текст — Алиса Никольская)

(Фото предоставлены пресс-службой театра. Автор — Мария Ковалева)

Ближайшие спектакли — с 2 по 8 января.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 13 (метро «Гостиный двор», «Невский проспект»)

Официальный сайт театра: http://web.muzcomedy.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.