Мюзикл «Петр I» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Жизнеописание центральных фигур мировой истории как основа мюзикла – не новость для жанра. Существует уже целая драгоценная коллекция – от легендарной «Элизабет» Михаэля Кунце/Сильвестра Левая до суперпопулярного «Гамильтона» Лин-Мануэля Миранды. Однако в российском мюзикловом процессе сочинений этого направления почему-то почти нет. Конечно, цари, полководцы и иже с ними не раз воплощались на подмостках, но как персонажи второго плана. А как определяющие – почти никогда. Притом что отечественная история богата на значимых героев и биографические повороты столь захватывающие, что ни один либреттист не придумает. Возможно, появление мюзикла о Петре Первом в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии станет началом для последующей череды произведений о российских исторических персонажах. А может, и не станет. И «Петр I» останется единственным образцом по-настоящему мирового значения на такую тему.

«Музком» прочно завоевал славу театра смелого и амбициозного, бесстрашно – и с неизменным успехом – выпускающего не просто крупные проекты в жанре мюзикла, но – такие, которые вообще трудно себе представить в реальности. Каждый такой проект – событие, продвигающее жанр вперед. Тому подтверждение – и зрительский успех, и рождение множества звезд жанра именно на этой сцене, и общий высочайший уровень музыкального и сценического мастерства.

Музыку нового проекта театр заказал Фрэнку Уайлдхорну, знаменитому композитору, чьи мюзиклы «Джекилл&Хайд» и «Граф Монте-Кристо» отечественная аудитория полюбила именно благодаря постановкам на этой сцене. За либретто отвечал Константин Рубинский, признанный мастер своего дела. Режиссером пригласили Юрия Александрова, не раз сотрудничавшего с театром – ему подвластны самые сложные задачи, а за дирижерский пульт встал Алексей Нефёдов, музыкант безупречного мастерства в мюзикловом жанре. Красивый, насыщенный симфо-рок, ёмкие тексты, зрелищная хореография, плотность действия, тонко вычерченные линии характеров – получился увлекательный, временами забавно-ироничный, и при этом серьезный спектакль, соединяющий черты романтической легенды о великом человеке и биографии вполне реальной личности.

По смысловой конструкции «Петр I» внезапно напомнил немецкий мюзикл «Людвиг II» о короле Людвиге Баварском. Как и в «Людвиге», в «Петре» охвачена практически весь путь героя, от воцарения в юном возрасте до финала жизни. Есть даже прямые переклички: например, в «Людвиге» есть сольный номер короля о том, как он построит «замок мечты» (речь о Нойшванштайне, появление которого было вершиной инженерной мысли того времени), а император Петр поет арию о «городе мечты» – его строительство ведь тоже стало своего рода революцией. Общего у характеров этих двух монарших особ не так много. Однако оба они пользовались огромной любовью – и во время жизни, и много-много после.

Сценограф Вячеслав Окунев сделал центральным образом пространства спектакля корабль – красивый большой фрегат. Это и материализация заветных мечтаний Петра о покорении морей и создании флота, и символ вечного движения и устойчивости к штормам – что характеризует личность самого царя.

IMG_7991

Безусловно, титульную роль в таком спектакле непременно должен исполнять артист, не просто одаренный, но – обладатель сильнейшей энергетики. Звезда, одним словом. Каковой и был Петр. Ивану Ожогину этот образ подходит идеально. Он блестяще «ведет» своего героя, в каждом эпизоде добавляя и актерских, и вокальных красок и нюансов. Преображаясь из бесшабашного юнца, у которого сил – через край, идей и желаний – еще больше, которому хочется узнавать, создавать, делать мир лучше, в мудрого, сильного, временами жестокого зрелого человека, сохраняющего огонь в сердце и оттого способного на чувства и переживания.

Вполне «царское» у Петра и окружение. Особенно яркими получились женские образы. Наталия Диевская неожиданна в роли Натальи Кирилловны, матери юного царя: нежная и стойкая, она оберегает и бесконечно любит своих детей (ее номер «Колыбельная матери» – самый трогательный в спектакле). Головокружительно-пылкая получилась у Агаты Вавиловой царица Софья – из тех, кто и коня на скаку, и в горящую избу. Она и стрельцами лихо командует, и интриги плетет изощренно. Дуэт Софьи и Петра «Кто победитель?» настолько переполнен страстью и яростью, что, кажется, в зал летят сгустки пламени.А Анастасия Вишневская в роли Екатерины соединяет черты лирической героини и героини-личности. Трудно в такую не влюбиться. По-новому раскрылась Дарья Январина, сыгравшая Евдокию, первую жену Петра: из милой барышни, мечтающей о семейном гнезде, она перерождается в фанатичку с запавшими глазами и помутившимся рассудком, способную на самые жуткие поступки.

IMG_9899

Мужское окружение царя тоже на высоте. Лучшего друга Петра, Александра Меншикова («Алексашкой» зовет его царь, но это не пренебрежение, а теплота – просто вот так выраженная) играет Антон Авдеев – герой получился открытым, мудрым, с горячим сердцем. А основного антагониста, священника Досифея, предводителя черных монахов, мастерски воплощает Дмитрий Ермак. Хищный, коварный, Досифей не останавливается ни перед чем, чтобы укротить «зверя во плоти» (именно об этом ключевая ария Досифея «Царство огня»). «Проклят будешь», ядовито шепчет он в глаза Петру, искривляя рот в злой усмешке. Однако Досифей – не «классический» злодей, у него своя правда. Режиссер очень точно выстраивает мотивации каждого персонажа, показывая всех объемно и интересно. И – можно увидеть историю глазами любого из героев. Увидеть и понять.

Выпуск «Петра» был приурочен к «царскому» 350-летию, но задумывался раньше, и, конечно, это не формальное желание отметить красивую дату. «Петр» – спектакль-поступок, появление которого очень важно именно сейчас. А еще это – признание в любви. И мощной, уникальной личности, и городу, обязанному этой личности своим появлением.

 

(Текст — Алиса Никольская)

(Фото предоставлены пресс-службой театра. Автор — Мария Ковалева)

Ближайшие спектакли — 25, 26 и 27 апреля, 27 и 28 мая, 23, 24 и 25 июня.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 13 (метро «Гостиный двор», «Невский проспект»)

Официальный сайт театра: https://muzcomedy.ru/

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.