Неделя старинной оперы и открытие Академии старинной оперы OPERA OMNIA в Театре Наталии Сац

С 16 по 23 марта в Московском детском музыкальном театре имени Н. И. Сац пройдет Неделя старинной оперы, приуроченная к Международному дню старинной музыки (21 марта). Сегодня в Театре Наталии Сац можно не только услышать старинные оперы, но и увидеть их в сценическом воплощении, как репертуарные спектакли. Это стало возможным благодаря художественному руководителю театра, режиссеру Георгию Исаакяну, одному из открывателей и пропагандистов опер ренессанса и барокко в России. Исаакян поставил на разных сценах целый ряд старинных партитур, среди которых «Альцина» и «Геракл» Георга Фридриха Генделя, «Китаянки» Кристофа Глюка, «Орфей» Карло Монтеверди, «Игра о Душе и Теле» Эмилио де Кавальери, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко и другие.

Откроется Неделя старинной оперы 16 и 17 марта спектаклем «Игра о Душе и Теле», первой в России и на русском языке постановкой оперы итальянского композитора Эмилио де Кавальери, написанной в 1600 году. Этот спектакль стал первой совместной работой Георгия Исаакяна и одного из самых авторитетных и именитых барочных арфистов мира, лауреата премий Grammy, Echo, Gramophone, и основателя ансамбля The Harp Consort Эндрю Лоуренса-Кинга, который стал музыкальным руководителем и дирижером постановки. «Игра о Душе и Теле» была удостоена специального приза жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2013 году и уже четыре сезона с успехом идет на Малой сцене.  «Игра о Душе и Теле» – это рассказ о жизни человека от рождения до смерти. Здесь действуют аллегорические персонажи – Благоразумие, Наслаждение, Время, Мир, Ангелы, Разум. Душа и Тело живут в постоянном споре – Тело соблазняют земные утехи, а Душа тянется к Небу. Роль Тела исполняют несколько актеров, чтобы наглядно воплотить взросление человека, а Душа, сопровождающая Тело в земных странствиях, остается неизменной, что говорит о ее божественной природе.

Георгий Исаакян: «Спектакль «Игра о Душе и Теле», первую оперу в истории человечества, оперу, которая была написана как разговор человека ни много ни мало с Богом, нам показалось очень важным сделать как камерный, интимный разговор, когда — глаза в глаза с артистом, когда рукой можно дотянуться, когда невозможно скрыть ложь. Потому что на эту абсолютно «несовременную» спустя 400 тему — тему духовного пути человека — можно говорить только так: в непосредственной близости друг от друга, то есть в пространстве Малой сцены».

18 и 19 марта состоятся мастер-классы Эндрю Лоуренса-Кинга по  барочной опере. На них маэстро расскажет об испанской опере эпохи барокко и проведет занятия для певцов и музыкантов, которые играют на инструментах группы Континуо (особенно клавишных, органа, клавесина и регаля), лютневых и барочных гитарах, арфе и т.д.

21 марта, в честь Международного дня старинной музыки, в театре пройдет открытая репетиция оперы Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает» по пьесе Педро Кальдерона, а 22 и 23 марта можно увидеть и сам спектакль, который Георгий Исаакян поставил вместе с Эндрю Лоуренсом-Кингом в нынешнем сезоне. Написанная в 1660 году в честь бракосочетания Марии Терезы Габсбург и Людовика XIV, опера CELOS, AUN DEL AIRE, MATAN поражает яркой звуковой палитрой – изысканными речитативами, прихотливыми ариями и хорами, динамичными, порой даже танцевальными ритмами, запоминающимися мелодиями. В постановке Театра Наталии Сац впервые в России в группе континуо представлен испанский консорт барочных гитар разного размера, дополненный двумя испанскими барочными арфами и перкуссией – столь редкий в наше время, но в XVII веке бывший визитной карточкой испанского стиля.  Режиссер поместил героев  в необычное пространство — ведь старинная музыка требует особого контакта произведения, исполнителя и слушателя.

Георгий Исаакян: «Оркестр, состоящий из старинных, бережно подобранных по тембрам инструментов, не предназначен сотрясать своды огромных театров, а особый стиль барочного пения, построенный не на силе звука, а на тончайших нюансах человеческого голоса и человеческих эмоций, предполагает особую сосредоточенность восприятия, отсюда родилась идея разместить артистов, музыкантов и зрителей в одном пространстве, всех вместе: в пространстве Большой сцены Детского музыкального театра имени Наталии Сац».

Все события Недели старинной оперы пройдут в сотрудничестве с музыкальным форумом Musica Iberica, организованным Московской Государственной Консерваторией им. П. И. Чайковского.

Академия старинной оперы OPERA OMNIA — это совместный проект Театра Наталии Сац и Эндрю Лоуренса-Кинга.

Георгий Исаакян: «В России интерес к старинной, барочной музыке возник относительно недавно, и в основном прикосновения к этой богатейшей культуре носят разовый характер: привозят европейский спектакль по старинной опере, все смотрят его как некий образец, и его увозят.  Особенность же нашего опыта, опыта сотрудничества Театра Наталии Сац с маэстро Эндрю Лоуренсом-Кингом, — в том, что мы сами создаем спектакли по операм эпохи ренессанса и барокко. Маэстро приезжает в Москву регулярно, поэтому мы решили, что будет правильно организовать внутри театра Академию, которая с одной стороны будет носить аутентичный, исследовательский характер, с другой — неразрывно связана с живым театром. Мы будем прорабатывать конкретные партитуры, давать мастер-классы для инструменталистов, вокалистов, режиссеров, музыковедов и театроведов — для всех практиков театра. Формат работы — недельные ежеквартальные сессии».

Адрес: Москва, проспект Вернадского, д. 5 (метро «Университет»)

Официальный сайт театра: http://teatr-sats.ru/

 

Обсуждение закрыто.