Персонажи русской истории — в московских премьерах

События русской истории – постоянный источник вдохновения и осмысления для современных режиссеров, авторов текстов, композиторов. Удачные спектакли, «высвечивающие» тот или иной эпизод, фигуру или целую эпоху, появляются регулярно. Встречаются работы почти документальные, но гораздо чаще – подчеркнуто фантазийные. Позволяющие увидеть и оценить известные факты под совсем иным углом.

Новые московские спектакли, где исторические события и герои предстают в новом свете и стиле – в нашей подборке.

 

«Осень в Петербурге» (Новое Пространство Театра Наций)

Осень в Петербурге_3

(Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра, автор — Ира Полярная)

 

Спектакль «вырос» из эскиза лаборатории, проводимой Театром Наций к недавно прошедшему 200-летию Достоевского. В романе Дж. М. Кутзее причудливо соединены вымышленный сюжет о самом писателе, приехавшем в Петербург, чтобы узнать причину гибели пасынка, и рождение героев его сочинений. Строгий, нарочито «неигровой», с лаконично решенным пространством, обрисованными в нескольких чертах характерами, и быстро, скороговоркой, без акцентов подаваемым текстом, спектакль глубоко и властно погружает в происходящее, в сумрачную атмосферу города и внутренние страсти героев – самого ФМ (Илья Исаев), квартирной хозяйки его пасынка Анны (Марина Лебедева), ее дочери Матрёши (Инна Сухорецкая), наглого обаятельного террориста Нечаева (Алексей Сергеев), и, наконец, самого пасынка, Павла, который незримо присутствует на сцене и влияет на всё. Режиссер Никита Кобелев всегда умело и точно работает со сложным прозаическим материалом, и «Осень в Петербурге» – еще одна несомненная его удача.

 

 

«Отщепенцы» («Школа современной пьесы»)

Ощепенцы

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра)

 

Драматург Александра Фомина и режиссер Галина Зальцман выводят на сцену так называемых «народовольцев» – членов протестного движения, активно действовавшего в России в конце XIX века. Трое ребят, «Лёша, Соня и Гера», после покушения на царя Александра Второго, попадают в казематы Петропавловской крепости, и выхода им оттуда нет, а единственное лицо, которое они видят – караульный Андрейка, деревенский парень, попавший на службу «по знакомству» и мечтающий на жалованье купить корову. Аскетичный по картинке (основные детали сценографии – металлические койки и экран с титрами) и жесткий по сути, спектакль не оправдывает и не осуждает – он задает вопросы. На чьей стороне правда – идеалистов, представляющих себе прекрасное будущее и прокладывающих к нему путь через насилие, или обывателей, думающих о простых вещах и радующихся им? В спектакле отличная команда молодых артистов, но смотреть его стоит не только ради них, но и ради превосходной работы Юрия Чернова – его старший надзиратель Савелий Петрович, с ясными глазами и тихим голосом, воплощает одновременно невыносимый ужас режима и доброту и тепло жизни «обычного человека».

 

 

«Птица Феликс» («Современник»)

Прогон_птица_Феликс_PRMK_49

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра)

 

Жанр спектакля обозначен как «современная опера» (автор музыки – Александр Маноцков, пьесы – Михаил Чевега), но он гораздо ближе к мюзиклу – по структуре, по построению музыкальной драматургии, по актерскому существованию. Режиссер Олег Глушков как никто умеет создавать на сцене фантазийные миры, непостижимым образом сопрягающиеся с действительностью и даже злободневностью. Историю семейства Юсуповых он показывает как путешествие Феликса – да, того самого – по дорогам и легендам собственного рода. Весь первый акт Феликс (Степан Азарян) неразлучен с братом Николаем (Илья Лыков) – они вместе едут на тележке, где вместо коня странное существо в меховой шубе; вместе со смехом вспоминают юношеские шалости по переодеванию Феликса в девушку и танцуют как в кабаре; вместе иронизируют над любвеобильной роковой «прабабкой Зинаидой». Но вот на мундире Николая красной ленточкой растекается рана от дуэльного пистолета, и он покидает этот мир, спев великолепную печальную арию о прощании с жизнью. Появятся в спектакле и роковая царица Сююмбике, и, конечно, Распутин, и матросы-революционеры, убивающие всех под дерзкое хоровое «пой, маузер, пой». А Феликс, оставшись один и наблюдая, как рушится мир вокруг него, поет о том, что главное у человека всегда остается в душе.

 

 

«Шочимики — цветочная смерть» (Электротеатр Станиславский)

unnamed(42)

(Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра, автор — Олимпия Орлова)

 

Слово, вынесенное в название, пришло из культа ацтеков, и обозначает приносимого в жертву человека. Таких вот жертв исторических событий, гибнущих на протяжении многих веков, драматург Дмитрий Ретих собрал «под одной крышей». Вместе с режиссером Игорем Макаровым они создали восхитительно-ироничное и нежно-печальное зрелище о ценности жизни. Казненный на виселице декабрист Бестужев-Рюмин (Антон Торсуков) попадает на Остров Буян – своего рода «станцию» между эпохами и временами, и это только начало его путешествия. Ему предстоит встретиться с убитым Царевичем Алексеем — непобедимым бойцом-гладиатором на ринге, повоевать с богом Перуном, не раз попасть в чужие «разборки», и, наконец, пообщаться с наблюдающим за всеми героями Временем. В стилистике спектакля удачно сочетаются русская сказка и голливудский блокбастер, а артисты, посмеиваясь над своими героями, одновременно сочувствуют им.

 

(Тексты – Алиса Никольская)

 

 

 

Обсуждение закрыто.