Показы мюзикла «Дама Пик» в Москве

Мюзикл «Дама Пик», созданный как независимый проект, идет на петербургской сцене уже второй год. Поначалу он базировался в пространстве Театра ЛДМ, а нынешней осенью обретет пристанище в ДК Выборгский. В преддверии открытия сезона в Санкт-Петербурге спектакль побывал в Москве – его показали на сцене Театра Российской Армии.

Самое большое столичное театральное пространство удивительно подошло «Даме Пик»: удачно выстроились все элементы сценографии, придавая происходящему нужный масштаб – а масштаб здесь нужен: ведь действие построено на молниеносных перемещениях из бальной залы – на мрачное кладбище, из роскошного дворца – в игорный дом. Как в приключенческом кино. Динамичности добавляли и периодические появления героев в зрительном зале (что позволяло и полюбоваться яркими, стильными костюмами).

Сюжет мюзикла – смелая и элегантная фантазия на тему пушкинской повести и либретто оперы Чайковского. Первый акт, можно сказать, «вырос» из ударной арии Томского про парижские приключения Графини, тайну трех карт, которую «ценой одного рандеву» поведал ей граф Сен-Жермен. Мы видим салон маркизы Дюфрэ, великосветской дивы и любительницы интриг, где собирается парижская знать в поисках приключений – любовных и иных. Сюда попадает и простодушный граф Чарский вместе с дочерью Натальей, девушкой гордой и неприступной, что, разумеется, разжигает аппетит местных Казанов. Один из таких, герцог Нуарэ, выигрывает у Чарского в карты право на брак с Натальей, и гордится своей победой. Однако в происходящее вмешивается тот самый Сен-Жермен – алхимик, авантюрист и демон во плоти. «Одно рандеву» в покоях графа до неузнаваемости изменит Наталью – она превратится в богиню мести. А заодно – носительницу губительной тайны. Во втором акте появятся знакомые очертания повести и оперы: Петербург, местное светское общество, влюбленный Германн и несчастная Лиза. И, конечно, игорный дом. А заодно и вездесущий Сен-Жермен, подталкивающий одержимого душевными метаниями Германна к роковой встрече с Графиней. Однако финал создатели мюзикла сделали свой – романтичный и даже счастливый. Вся история перепридумана мастерски, логика нигде не рвется, и довольны останутся как поклонники Пушкина/Чайковского, так и те, кто включается «с нуля».

Дама_Пик2

«Приветы» Чайковскому передает и музыка: во втором акте взяты и переосмыслены некоторые мелодии Петра Ильича. Есть даже знаменитая ария «Что наша жизнь – игра», только здесь она отдана Сен-Жермену, который втягивает в дуэт Германна. У мюзикла четыре композитора (Сергей Рубальский, Антон Танонов, Артем Петайкин и Евгения Долгова), однако разнобоя никакого нет. Наоборот, резкие стилистические переходы оправданы эмоциями каждой сцены и воспринимаются как должное (браво музыкальному руководителю Александре Чопик). Много выигрышных, интересных номеров: например, один из ансамблей на балу маркизы Дюфрэ решен как рэп-речитатив, у Сен-Жермена есть огненное танго с Натальей «Будь моей Дамой Пик» и трагическая ария «Я раб колоды». Печалит одно – отсутствие живого оркестра. Но это, увы, удел многих независимых проектов.

«Дама Пик» собрала в касте как звезд жанра, так и молодых ярких артистов. Титульную роль играет Анастасия Вишневская – и блестяще справляется со сложными переходами характера, от строгой и чистой юной красавицы – к повредившейся рассудком несчастной женщине, от победительно-страстной мстительницы – к постаревшей, но не утратившей душевного пыла Графине (ее горькая ария о прошедшей жизни, со «старческим» оттенком в интонациях, производит сильное впечатление). Великолепный «большой» голос делает Анастасию безусловным центром спектакля.

Образ Сен-Жермена очень идет Ростиславу Колпакову. Камзол с золотой отделкой, безупречная осанка, загадочный гипнотический взгляд, волнующие интонации – неудивительно, что от Графа потеряли голову все вокруг. Красивый баритон Колпакова с бархатными нижними нотами превосходно раскрывается в этой музыке.

Дама_Пик1

Хороши в спектакле и Антон Авдеев (на его долю выпало сразу два страдающих героя, влюбленный в Наталью Филипп в первом акте и Германн во втором; летящий звонкий тенор отлично передает и окрашивает оба характера), и Мария Лагацкая-Зимина (у нее тоже две героини – циничная интриганка маркиза Дюфрэ в первом акте, и суматошная тетушка Мария Алексеевна, осуждающая молодых девушек за откровенные наряды – во втором). Открытием для столичной публики стали Иван Васильев – Герцог Нуарэ – красивый, хищный и одновременно жалкий (каким и должен быть классический негодяй-соблазнитель), и Надежда Алексеева – Элоиза/Полина – хорошенькая, голосистая, наивная, но и жестокая.

Режиссер Софья Стрейзанд (она же – одна из авторов текстов) и хореограф Евгений Чесноков придумали спектакль изобретательный, умный и по-настоящему зрелищный. Пышные многонаселенные эпизоды умело соединены с камерными, где эмоции «на крупном плане», а эффектные мистические мотивы – с понятными человеческими.

Если искать пример зрительского проекта высокого уровня – то «Дама Пик» идеально подойдет для этого определения. Сочетая чувственность и фантазийность бульварного романа в стиле популярнейшего сериала Netflix «Бриджертоны» и качество всех составляющих, мюзикл развивает направление отечественных авторских проектов, позволяя увидеть новое в жанре.

 

(Текст — Алиса Никольская. Фото предоставлены пресс-службой проекта)

Ближайшие спектакли в Санкт-Петербурге — 26 и 27 октября.

Официальный сайт: https://musicaldamapik.ru/

 

 

 

Обсуждение закрыто.