Премьера спектакля «Милосердие Тита» в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского

8, 9 и 10 марта в московском Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского пройдут премьерные показы оперы «Милосердие Тита» Вольфганга Амадея Моцарта (исполняется на итальянском языке). Идея новой постановки не самого известного в России произведения венского классика принадлежит музыкальному руководителю театра Геннадию Рождественскому, который пригласил к сотрудничеству дирижера-постановщика Игната Солженицына; позже к проекту присоединился режиссер-постановщик Игорь Ушаков. Немаловажную роль будет играть визуальная составляющая: художник-постановщик Теодор Тэжик известен своими новаторскими концепциями. В спектакле заняты солисты театра Александр Бородейко, Игорь Вялых, Василий Гафнер, Ольга Бурмистрова, Ирина Курманова, Екатерина Большакова, Ольга Дейнека-Бостон, Татьяна Конинская и другие.

tit_21_22_23_04

Моцарт написал «Милосердие Тита» в 1791 году, за несколько месяцев до смерти, причем в кратчайший срок. Правда, некоторые речитативы, возможно, принадлежат перу его ученика, Франца Ксавера Зюсмайера. Это одна из двух последних опер Моцарта (наряду с «Волшебной флейтой»), заказанная по случаю восхождения Леопольда II на богемский трон. Первый биограф Моцарта Франц Ксавер Нимечек отмечает, что «в ней есть несуетная величественность, которая мягко, но оттого не менее глубоко воздействует на чувствительную душу».

Либреттист Катерино Маццола переработал чрезвычайно популярный в свое время текст Пьетро Метастазио (среди других на него писали Кристоф Виллибальд Глюк, Иоганн Кристоф Бах, Доменико Скарлатти), сократив три акта до двух, добавив ансамблевые номера и усилив динамизм действия. Оперу seria оживили черты buffa, но общая атмосфера «серьезной» оперы сохранилась. Музыковеды Павел Луцкер и Ирина Сусидко считают, что по отношению к своим зрелым венским операм Моцарт как бы идет вспять, стремясь поднять сольное пение на прежнюю высоту – в полном соответствии с нормами оперы seria. Вместе с тем дирижер Николаус Арнонкур усматривает в «Милосердии Тита» и дорогу в будущее. По его мысли, таким был бы путь Моцарта в области музыкальных драм XIX века: здесь он находит музыкально-драматические эффекты, которые вновь появятся только у раннего Верди.

Режиссер-постановщик Игорь Ушаков: «Я избегаю высказываться по поводу концепции будущего спектакля, потому что это ведет к однозначности восприятия. Мы пытаемся рассказать эту историю, поворачивая ее чуть вправо или чуть влево, не кардинально, не меняя сути произведения, но стараемся посмотреть на сюжет с точки зрения нашего времени. На мой взгляд, в этой опере нет подводных течений, скрытых смыслов. Она об идеальной дружбе и идеальной любви, о предательстве дружбы и предательстве любви и стоящем над всем этим милосердии».

Адрес: Москва, Никольская ул, д. 17 стр. 1 (метро «Лубянка»)

Официальный сайт: www.opera-pokrovsky.ru

 

Обсуждение закрыто.