Премьера спектакля «Посмотри на него» на театральной площадке «Скороход»

Автобиографический роман Анны Старобинец «Посмотри на него» до краев наполнен яростной болью матери, переживающей потерю ребенка на большом сроке беременности. Вышедший два года назад, он сразу спровоцировал череду скандалов: литераторы обвиняли автора в желании «пиариться на крови», врачи – в подрыве деловой репутации ведущих российских клиник. Но кто был за него благодарен: женщины, прошедшие через тот же ад, что и автор.

Перинатальная гибель – тема настолько психологически тяжелая и страшная, что в современном обществе вокруг нее сложился «заговор молчания». И книга Анны Старобинец чуть ли не первый камень, пробивший стену отчуждения, за которой неизбежно оказывались родители, потерявшие детей во время беременности и родов. Поэтому важно, что теперь в этот непростой разговор включился и театр: Роман Каганович, художественный руководитель «Театра ненормативной пластики», поставил «Посмотри на него» в инсценировке Марии Огневой на петербургской площадке «Скороход». Материал книги идеально трансформируется в традиционный вербатим. Но режиссер решительно отказался от публицистики. Стиль его постановки – стиль фантасмагорического реализма, вызывающий ассоциации, например, с сериалом Мишеля Гондри «Шутка», тоже рассказывающем о переживании смерти ребенка, но так, как его видит в своем воображении уставший от жизни комик.

посмотри на него

Спектакль «Посмотри на него» – это не описание мрачной реальности гинекологических отделений, а скорее попытка проиллюстрировать сценическим языком те, искаженные горем, отчаяньем и болью, образы, через которые женщина начинает воспринимать окружающий мир после потери. Анну играют две актрисы: Анна Кочеткова и Светлана Савенкова. Когда главной героине объявляют страшный диагноз ребенка, она «раздваивается» и как будто бы превращается в «человека внутри» и «человека снаружи». Две Анны – два полюса эмоционального состояния в фазе острого горя. Анна Кочетковой – гиперчувствительна, все ее эмоции находят выражение в экспрессивных жестах. Анна Савенковой – холодно-отстранена, ее чувства словно перегорели, и теперь она протоколирует происходящее как журналист, работающий на месте теракта. Остальных персонажей, независимо от пола, играют мужчины: Александр Лушин, Антон Леонов, Геннадий Алимпиев, Виталий Гудков, Сергей Азеев. Это очень точная метафора «новой реальности» героини, в которой она остается в изоляции на каком-то базовом, биологическом уровне. Даже муж в исполнении Антона Леонова, хотя и пытается сохранить близость и помочь, физически не способен понять состояние жены. А самыми карикатурно-чудовищными в душевной глухоте персонажами оказываются другие женщины, лишенные по воле режиссера своего естества: уборщица в туалете, выглядящая как трансгендер из берлинского клуба, квохчущая врачиха из женской консультации, навязанная психологиня из диспансера. Вступая в острый конфликт со всем миром, Анна постепенно не только проживает утрату, но и находит возможность восстановить жизненные ресурсы и родить ребенка. А для зрителей ее трагический опыт, хочется верить, становится «прививкой эмпатии» к людям, переживающим утрату. Это не самое приятное переживание, но очень важное для общества, только учащегося говорить открыто о самых душераздирающих травмах.

Ближайший показ — 9 февраля.

(Текст — Мария Бошакова)

Адрес: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 107, корп. 5 (метро «Московские ворота»)

Официальный сайт: http://skorohod.me/

 

 

Обсуждение закрыто.