Премьера спектакля «Цыганский барон» в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова

7 марта Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова представляет премьеру оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» (показ пройдет на сцене Государственного Большого концертного зала имени С. Сайдашева). Режиссер-постановщик — Ирина Плотникова, дирижер — Алим Шахмаметьев, художник — Булат Ибрагимов, хореограф — Ольга Зарипова, режиссер по пластике — Наиля Фаткуллина, художественный руководитель Оперной студии — Альфия Заппарова. В спектакле заняты:  А. Вальмухаметов (Шандор Баринкай, барон);  А. Высотин (Стефан, его адъютант); Д. Босов (Зупан, богатый свиноторговец, бывший управляющий именья Баринкаев);  А. Сальманова и  Э. Насырова (Арсена, его дочь); Т. Кожевникова (Мирабелла, его домоуправительница); И. Изотов и Е. Шорников (Оттокар, его служащий);  Я. Флаксман, А. Нуруллина и Э. Авзалова (Саффи) и другие, а также Симфонический оркестр Казанской консерватории и Хор вокалистов Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева.

«Цыганский барон» впервые увидел свет рампы в Вене 24 октября 1885 года и имел огромный успех, несмотря на смелый для того времени сюжет и расхожие мнения о том, что слава Иоганна Штрауса осталась в прошлом. Оперетта, которую скорее можно назвать лирической, чем комической, не вписывается в рамки привычного классического жанра, и тем интереснее она для восприятия.

История во времена Штрауса выглядела так: венгерский помещик Баринкай был изгнан с родины из-за своих связей с иноземцами. Спустя двадцать лет его сын Шандор приезжает в родные края с чужбины. Доставшийся ему отцовский замок превращён в руины, в нем расположился цыганский табор. Шандор пытается ухаживать за дочерью местного богача, свиноторговца Зупана, но его отвергают из-за бедности. У Шандора и цыган завязывается дружба, и в скором времени он становится их предводителем и влюбляется в прекрасную цыганку Саффи. Однако выясняется, что Саффи – не цыганка, а дочь турецкого паши, управлявшего Венгрией…

Создатели спектакля переносят место действия из Венгрии в общее мировое пространство, а время – в эпоху осмысления стиля Ар-деко, воплощающего радость жизни и красоту послевоенного времени. И создают своего, нового «Цыганского барона». Здесь Шандор Баринкай возвращается с легким ранением в свое родовое имение после войны. С изумлением и печалью Шандор обнаруживает на месте замка развалины. Он встречает медсестру Саффи из госпиталя, организованного в соседнем поместье, и влюбляется в нее. По законам жанра, паре лирических влюбленных соответствует пара комических влюбленных героев-оптимистов: Оттокар и Арсена. Они надеются найти помощь и защиту у Барона и соединить свои судьбы вопреки воле Зупана, всеми силами пытающегося сохранить нажитое в войну состояние. Шандор должен восстановить свое доброе имя и доказать, что он барон, а не самозванец. Он решает устроить маскарад и переодевает своих обедневших соседей-дворян в цыган, дабы разозлить Зупана и его друга, законника Карнеро. Следуя традициям комедии дель арте, еще одна пара влюбленных – Мирабелла и Стефан – помогает Барону. Веселая кутерьма заканчивается обрядом венчания Шандора и Саффи. Небольшая угроза судом их не пугает, поскольку настает самое время вмешаться Графу Омонаю, своеобразному «богу из машины» (Deus ex machina). Он награждает героя войны, заодно успевая погоревать о своих чувствах, и неожиданно узнает свою юношескую любовь в Чипре, матери Саффи. Но и это еще не все! Наступает время финала, где выясняется, что Саффи – дочь турецкого Паши. Все счастливы и над всем царит прекрасная музыка: «Наш привольный край!…»

Адрес ГБКЗ: г. Казань, площадь Свободы (метро Площадь Габдуллы Тукая, Кремлёвская, Суконная Слобода)

Официальный сайт Казанской консерватории: http://www.kazanconservatoire.ru/

 

 

 

Обсуждение закрыто.