Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартовал 21-й по счету фестиваль «Золотая Маска» — самый крупный и значительный смотр российских спектаклей. Несколько работ из конкурсной программы (все — оперные) зрители уже успели посмотреть: Пермский театр оперы и балета им. П. И Чайковского показал «Королеву индейцев» Генри Перселла еще в декабре, а «Носферату» Дмитрия Курляндского — в конце февраля. Балетный спектакль-номинант этого же театра «Симфония в трех движениях» (входящий в состав вечера одноактных балетов «Век танца: Стравинский-Баланчин», куда включены еще «Аполлон Мусагет» и «Рубины») можно будет увидеть 2 апреля. Прошел в конце февраля и еще один номинант — «Евгений Онегин» Астраханского театра оперы и балета.

Основные же события фестиваля традиционно запланированы на март и апрель. С 10 по 26 марта пройдет программа «Маска плюс». Созданная несколько лет назад, она составлена из спектаклей, не вошедших в основной конкурс, но максимально близких к финалу. Программа этого года (кураторы — Кристина Матвиенко и Павел Руднев) условно поделена на три части: «Новые имена — малые города» (спектакли из небольших городов, поставленные молодыми режиссерами — и для постановщиков, и для театров это важная возможность заявить о себе), «Этнический театр» (самые характерные на данный момент образцы этого типа театра, где соединились корневые традиции той или иной народности и современный сценический язык) и «Здесь и сейчас» (спектакли, откликающиеся на происходящее вокруг нас и осмысляющие сегодняшний день).

Во второй раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (6, 7, 8,9 марта). Куратор программы Алексей Гончаренко выбрал пятнадцать спектаклей (плюс еще один — «Все когда-то заканчивается» норвежского театра «NIE»; он прошел 1 марта) из самых разных городов и театров (среди них — два московских: «Петр и Феврония Муромские» театра «Практика» и «Людоедик» Российского Молодежного театра), рассчитанных на самую разную возрастную аудиторию, от малышей до подростков. Еще одна программа, «Бэби-лаб» (11 и 12 апреля) — предназначена исключительно для самых маленьких.

В рамках «Премьер Мариинского театра в Москве» (один из давних и любимых зрителями проектов фестиваля) можно будет увидеть вечер одноактных балетов Ханса Ван Манена (31 марта) и одноактные балеты «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона, «Inside the lines» Антона Пимонова и «Инфра» Уэйна МакГрегора (1 апреля). А программа «Контекст» (актуальные зарубежные спектакли) порадует авторской работой знаменитого Хайнера Геббельса «Когда гора сменила свой наряд» (20, 21 марта).

Как всегда, внимание будет приковано к основному конкурсу. В драматической номинации — практически весь цвет режиссерского цеха, имена, определяющие важнейшие направления современного театрального процесса. От Юрия Бутусова (его «Три сестры», трагический, безысходный и одновременно ироничный взгляд на чеховскую пьесу, с Анной Ковальчук-Наташей и Ильей Делем-Соленым можно увидеть 14 и 15 апреля) до Льва Додина (еще один Чехов — «Вишневый сад», неожиданный как по пространственному, так и по смысловому решению; 27, 28, 29 марта); от Кирилла Серебренникова ( «(М)ученик», страшный и горестный спектакль о современном российском обществе; 12, 13, 14 апреля) до Генриетты Яновской («С любимыми не расставайтесь», невероятный по эмоциональному градусу образец «человеческого театра»; 26 марта). Плюс special guest star Робер Лепаж («Гамлет|Коллаж», поставленный в Театре Наций с Евгением Мироновым, можно посмотреть 16 и 17 апреля). Основное количество спектаклей-номинантов — из Москвы и Петербурга, но присутствуют и традиционно известные сильными работами Воронеж, Пермь, Новосибирск, Якутск.

Серьезная борьба развернется в оперном разделе. Здесь и «Царская невеста» Михайловского театра (17 марта) в постановке одного из самых изобретательных режиссеров-авангардистов Андрея Могучего (Михайловский не боится экспериментировать — и выигрывает: скажем, в минувшем году «Евгений Онегин», поставленный Андрием Жолдаком, завоевал две «Золотые Маски»), и «Летучий Голландец» из Екатеринбурга, сделанный столичной командой во главе с Александром Тителем (19 марта). И столичные работы — от мощной, масштабной по визуальному ряду и камерной, интимной по истории «Аиды» Петера Штайна (МАМТ) до изысканного «DIDO» Наталии Анастасьевой-Лайнер (Новая Опера), где соединилась музыка Генри Перселла и Майкла Наймана.

Раздел «Оперетта/мюзикл» снова невелик и включает четыре названия. Несомненный фаворит — «Чаплин» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии (8 апреля). Мюзикл Кристофера Кертиса о великом Чарли интересен и разнообразен по музыке, это стильный, тонкий, мудрый спектакль о человеческой судьбе, о сложном и ярком жизненном пути, о взаимоотношениях — семейных, профессиональных, романтических. Об амбициях, стремлениях, радостях и разочарованиях. У Евгения Зайцева, сыгравшего заглавную роль, это, пожалуй, самая сильная и значимая на сегодняшний день работа.

Безусловного интереса заслуживают и другие спектакли раздела. Краснодарский музыкальный театр привозит работу «Гоголь. Чичиков. Души» (24 марта) на музыку Александра Пантыкина в постановке Александра Мацко. Пермский «Театр-театр» (их «Алые паруса» на одном из прошлых фестивалей произвели неоднозначное впечатление; тем интереснее увидеть нынешнюю работу) показывает «8 женщин» в постановке Бориса Мильграма (14 и 15 апреля). А московский Гоголь-центр — авторский спектакль Владимира Панкова «Машина», в основе которой пьеса Юрия Клавдиева (15 и 16 апреля).

В номинации «Современный танец» очень радостно присутствие «Балета Евгения Панфилова». Один из самых давних и серьезных «бойцов» на этом поле продолжает активно существовать и выпускать новые спектакли. Конкурсную работу «Глазами клоуна» покажут 7 апреля. В этот же вечер пройдет и знаменитый спектакль Евгения Панфилова «БлокАда» на музыку Седьмой симфонии Шостаковича.

В этом году «Золотая Маска» ввела еще одно существенное новшество — программу «Маска в кино» (совместно с арт-объединением CoolConnections). Впервые несколько конкурсных спектаклей программы можно увидеть на экране: в кинотеатрах российских городов пройдут прямые трансляции. В афишу вошли два московских спектакля — «Мера за меру» Театра им. Пушкина и «Вечер балетов Иржи Килиана» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, один петербургский — опера «Царская невеста» Михаиловского театра, и один екатеринбургский — балет «Цветоделика» Екатеринбургского театра оперы и балета. В день фестивального показа каждого спектакля через спутник будет идти прямая трансляция в города Центральной России и Уральского региона. А через несколько недель в городах с другими часовыми поясами пройдут дополнительные показы. В каждом кинотеатре, участвующем в проекте, зрители смогут увидеть спектакль только один раз.

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2015 будут озвучены 18 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Официальный сайт фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

 (Иллюстрация: сцена из спектакля «Царская невеста», Михайловский театр)

 

 

Обсуждение закрыто.