Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартует 23-й по счету фестиваль «Золотая Маска» — крупнейший конкурсный смотр российских спектаклей. Большинство основных мероприятий традиционно запланировано на март и апрель, но ряд событий состоится уже в ближайшее время.

Откроется фестиваль 4 февраля «Травиатой» Джузеппе Верди Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (режиссер, сценограф и автор светового решения — Роберт Уилсон, музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис) — самым грандиозным музыкальным проектом последних лет. К сожалению, из-за технических сложностей спектакль в Москву не приедет — жюри (и все желающие) посмотрят его на родной сцене.

Московскую же программу откроют сразу три крупные работы. 15 февраля — номинант оперного конкурса «Кармен» Жоржа Бизе Театра оперы и балета из Екатеринбурга в постановке московского режиссера Александра Тителя (сделавшего на этой сцене немало успешных спектаклей) с Ксенией Дудниковой в заглавной партии. 17-го февраля — балетный номинант из этого театра «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в хореографии Вячеслава Самодурова. А 22-го февраля — «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича Самарского театра оперы и балета, поставленный опять же столичным режиссером Георгием Исаакяном. Еще один спектакль Исаакяна — «Геракл» Георга Фридриха Генделя, выпущенный в Башкирском театре оперы и балета, с великолепной Дилярой Идрисовой в одной из главных партий, покажут на фестивале несколько позже, 13 апреля. А через два дня, 15 апреля — другой номинант этого же коллектива, «Орлеанская дева» П. И. Чайковского в постановке нынешнего главного режиссера театра Филиппа Разенкова.

С 27 февраля по 7 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс» (кураторы — Андрей Пронин, Павел Руднев и Вера Сенькина), куда традиционно входят необычные яркие работы драматических театров из разных российских городов. На этот раз в программе и спектакли коллективов, хорошо знакомых столичному зрителю — таких как пермский Театр-Театр (27 февраля они сыграют свою версию сценария Ларса фон Триера «Догвилль» в постановке Андреаса Мерц-Райкова) или «Небольшой драматический театр» из Санкт-Петербурга с «Братьями Карамазовыми», которых Лев Эренбург поставил со студентами-третьекурсниками РГИСИ и взял в свой репертуар (экстравагантную трактовку романа Достоевского можно увидеть 28 февраля) — и, например, Театр драмы из Кургана с неожиданно печальной версией шекспировского «Укрощения строптивой» (спектакль Алессандры Джунтини называется «Строптивая», его покажут 2 марта) или театр «Поиск» из Лесосибирска Красноярского края с остросоциальной драмой «Малые деньги» (4 и 5 марта), играемой в камерном пространстве для совсем небольшого количества зрителей.

Уже в четвертый раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (17, 18 и 19 марта). Кураторы Алексей Гончаренко и Марина Шимадина выбрали для показа десять спектаклей, демонстрирующих максимальное разнообразие современного детского театра — от очаровательных «Разноцветных сказок» Театра кукол Екатеринбурга до подросткового роуд-муви «Чик. Гуд-бай, Берлин!» Вольфганга Херндорфа в постановке Олега Рыбкина (Красноярский Драматический театр им. А. С. Пушкина). Откроется программа спектаклем Дмитрия Крымова «Своими словами. А. Пушкин «Евгений Онегин» (театр «Школа драматического искусства») — первой работой из задуманной режиссером серии пересказов (а по сути — заново собранных по смыслу) всем известных классических произведений. В афишу вошли еще три столичных спектакля — «Кролик Эдвард» Российского Молодежного театра, «Фабрика слов» Театра им. Вл. Маяковского и «Сказка с закрытыми глазами «Ежик в тумане» Московского театра кукол.

Минувший сезон был весьма богат на удачи, поэтому основная конкурсная программа впечатляет разнообразием и количеством серьезных работ. В этом году в списке номинантов в драматическом театре — десять спектаклей «большой формы» и целых восемнадцать «малой». Как всегда, ожидается большой петербургский блок. Александринский театр покажет два спектакля — «По ту сторону занавеса», отчаянную, мудрую и шокирующую версию чеховских «Трех сестер», созданную Андрием Жолдаком (23 и 24 марта), и «Ворона» Карло Гоцци в постановке Николая Рощина (26 марта). Малый драматический театр — Театр Европы привезет «Гамлета» Льва Додина с Данилой Козловским-Гамлетом, Ксенией Раппопорт-Гертрудой и Елизаветой Боярской-Офелией (5 и 6 апреля), БДТ им. Товстоногова — «Грозу» Андрея Могучего с музыкой Александра Маноцкова (1 и 2 апреля), театр «Мастерская» — «Записки юного врача», моноспектакль, сделанный Григорием Козловым с молодым артистом Максимом Блиновым (6 апреля), Театр на Васильевском — «Камень» Мариуса фон Майенбурга в постановке Дениса Хусниярова (14 и 15 апреля). Среди московских номинантов — настоящее режиссерское великолепие: тут и «Плешивый Амур» Гениретты Яновской (МТЮЗ, 24 марта), и «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса (Театр им. Вл. Маяковского, 25 марта, 2 и 9 апреля), и «Утиная охота» Владимира Панкова (театр «Et cetera», 5 и 6 апреля), и «Магадан/ Кабаре» Юрия Погребничко («Около дома Станиславского», 11 и 12 марта), и «Последнее свидание в Венеции» Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства», 16 апреля). Региональную часть программы на этот раз составили спектакли из Перми, Норильска, Твери, Ярославля, Воронежа, Хабаровска, Новокуйбышевска, Шарыпова, Глазова, Новосибирска, Омска и Кемерова. И необычайно интересным выглядит равноправное соседство, например, камерного психологического спектакля «Жили-были» (20 марта), поставленного Константином Солдатовым в театре города Шарыпова, и уже хорошо известных столичной публике «Трех сестер» новосибирского «Красного факела» (16 и 17 апреля), где чеховский сюжет решен Тимофеем Кулябиным через язык глухонемых.

В оперном разделе на этот раз — три работы Большого театра: «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича (дирижер Туган Сохиев, режиссер Римас Туминас; 9 марта), «Роделинда» Георга Фридриха Генделя, сделанная английской постановочной командой (поскольку спектакль уже ушел из репертуара, на фестивале его, увы, не покажут), и «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза (дирижер Туган Сохиев, режиссер Петер Штайн; 8 апреля). Свою версию «Осуждения Фауста» покажет и Астраханский театр оперы и балета (10 марта). Москва представлена также спектаклями «Геликон-оперы» (экспериментальная работа «Доктор Гааз» молодого композитора Алексея Сергунина; 1 и 2 апреля), Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко («Манон» Жюля Массне в необычной версии режиссера Андрейса Жагарса; 12 апреля) и «Новой Оперы» («Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Екатерины Одеговой; 17 апреля).

В номинации «Оперетта/мюзикл» на этот раз четыре названия. Московский спектакль только один — «Преступление и наказание» Театра мюзикла, масштабная рок-опера, написанная Эдуардом Артемьевым много лет назад и только в прошлом сезоне увидевшая свет рампы (спектакль поставил Андрей Кончаловский, оформил англичанин Мэтт Диили). Новый блок показов начался 20 января и продлится до 26 февраля, а в рамках фестивальной программы его можно будет посмотреть 16 и 23 февраля. Остальные спектакли-номинанты сосредоточились в апрельской части афиши. 4-го апреля Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии покажет свою работу «Белый. Петербург» (композитор — Георгий Фиртич, музыкальный руководитель и дирижер — Андрей Алексеев, режиссер-постановщик — Геннадий Тростянецкий), грандиозный спектакль-реквием о «городе, которого нет». На следующий день, 5-го апреля, Самарский Театр драмы им. М. Горького сыграет «Историю лошади», переосмысленную в мюзикл творческой группой из Петербурга (композитор — Игорь Пономаренко, инсценировка, постановка и хореография — Сергей Грицай, сценография — Александр Орлов). А 11 апреля еще один драматический театр — Красноярский ТЮЗ — покажет «Биндюжника и короля» Александра Журбина в постановке Романа Феодори.

Современный танец представлен в конкурсе девятью спектаклями. Работы мэтров жанра — «Теоретическая модель абсолютной свободы» Ольги Пона и челябинского Театра современного танца (7 апреля), «Кровь» московского коллектива «П.О.В.С.Танцы» (2 апреля), «The_Marusya» компании «Диалог Данс» из Костромы (2 апреля) — соседствуют с такими необычными вещами как «Из глубины… (Художник Винсент Ван Гог)» (режиссер Туфан Имамутдинов рассказал историю великого художника через японский танец буто) Казанского ТЮЗа (14 апреля).

В этом году «Золотая Маска» совместно с арт-объединением «CoolСonnections» в третий раз проводят проект «Золотая Маска в кино» (Генеральный партнер — Фонд Михаила Прохорова). Зрители шестидесяти городов России смогут увидеть четыре спектакля, два из которых — «Гроза» БДТ им. Товстоногова и «Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета — номинанты нынешнего фестиваля, а еще два — «Жизнь и судьба» Малого драматического театра-Театра Европы и «Война и мир. Начало романа» «Мастерской Петра Фоменко» — составляют золотой фонд отечественного театрального искусства. Зрители европейской части России и уральского региона, благодаря совпадению часовых поясов, получат возможность смотреть спектакли в прямой спутниковой трансляции, одновременно со зрителями в зале столичных театров. В регионах, чье время существенно расходится с московским, спектакли покажут в записи.

Вновь пройдет и программа «Золотая Маска в городе». Благодаря этому проекту театр выходит за пределы привычного пространства и оказывается доступным буквально каждому. Театральной площадкой становятся улица, кафе, торговый центр, офисное здание.

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2017 будут озвучены 19 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Подробное расписание и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Травиата» Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Автор фото — Lucy Jansh).

 

 

Обсуждение закрыто.