Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартует 27-я «Золотая Маска» — крупнейший конкурс-смотр российских спектаклей всех жанров. Несмотря на непростые окружающие обстоятельства, организаторы приняли решение провести фестиваль полностью и в офлайн-формате (пятидесятипроцентная рассадка зрителей в зале позволяет надеяться на лучшее). Поэтому театральная аудитория, и зрительская, и профессиональная, как всегда, проведет конец зимы и часть весны на спектаклях «Золотой Маски».

Первые конкурсные показы — московских спектаклей-номинантов — прошли уже в январе: мюзикл «Магазинчик ужасов» (Продюсерский центр Николая Забелина) и опера «Дидона и Эней» (Большой театр). А в начале февраля конкурс уже пойдет полным ходом, без остановок.

Как всегда, объемный список в драматическом театре. Шесть названий «большой формы»: здесь со столичными хитами «Пер Гюнт» (Театр Вахтангова), «Сказка про последнего ангела» (Театр Наций) и «Петровы в гриппе» (Гоголь-центр) соревнуются «Аламжи» (Бурятский драматический театр им. Х. Намсараева, Улан-Удэ; 20 апреля) — переосмысление режиссером Антоном Устиновым национального героического эпоса, «Королевство кривых» (Татарский драматический театр, Альметьевск; 5 апреля) — необычная «взрослая» версия всем известной сказки о мрачном «зеркальном» королевстве, и «Пиноккио. Переплыть море» (Театр драмы, Рязань; 23 марта) — своеобразный взгляд на историю деревянного мальчика и его отношений с окружающим миром. А в «малую форму» отобрано аж четырнадцать спектаклей, и здесь стоит обратить внимание на яркую, страшную версию «Идиота» Достоевского, придуманную режиссером Андреем Прикотенко (Театр «Старый дом», Новосибирск; 10 марта), на «Ночного писателя» по дневникам Яна Фабра (БДТ им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург; 5 и 6 апреля), на остроумную стильную комедию по нескольким сценариям Аки Каурисмяки «Я нанял убийцу» (Драматический театр, Шарыпово; 13 и 14 апреля).

Оперный список номинантов — редкий случай — практически полностью состоит из московских спектаклей. Исключение одно — «Лолита» Родиона Щедрина (музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев, режиссер-постановщик — Слава Даубнерова), волнующее и трагическое воплощение одноименного романа Владимира Набокова; спектакль покажут 8 февраля. А московские спектакли — настоящая история музыки: от барокко («Дидона и Эней») к русской классике («Садко» Н. А. Римского-Корсакова стал триумфальным возвращением на российскую сцену Дмитрия Чернякова; спектакль Большого театра в рамках фестиваля покажут 25 и 28 марта), через минимализм двадцатого века («Жестокие дети» Филипа Гласса в постановке Георгия Исаакяна; Театр Наталии Сац; 18 и 19 марта) к работам современных российских композиторов (великолепная «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и экспериментальная «Книга Серафима» Александра Белоусова; обе оперы поставлены Электротеатром Станиславский, первую можно увидеть 9 и 10 апреля, вторую — 2 и 3 апреля). Увы, один из самых значимых спектаклей-номинантов — «Похождения повесы» Игоря Стравинского (МАМТ) посмотреть уже не получится: созданный в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов, он завершил жизнь на российской сцене еще в начале сезона.

Silva_Tatiana_Shabunina13

Весьма интересной выглядит на этот раз категория «оперетта/мюзикл». Здесь и очаровательный семейный спектакль в фолк-стилистике «Серебряное копытце» (Театр музыки, драмы и комедии, Новоуральск; 15 марта), и классическая оперетта «Сильва» в необычной трактовке режиссера Дмитрия Белова (Театр музыкальной комедии, Екатеринбург; 2 марта), и два мюзикла на современном материале — «Капитанская дочка» Евгения Загота (Алтайский музыкальный театр, Барнаул; 10 марта) и «Фома», где в основе песни и биография Юрия Шевчука (Музыкальный театр, Новосибирск; 7 апреля). И, конечно, «Магазинчик ужасов», камерный независимый проект, уже покоривший столичную публику.

Среди восьми номинантов конкурса «Эксперимент» показаны в общепринятом смысле — в театральном зале — будут только два (причем созданные одними и теми же людьми — режиссером Александром Артемовым и композитором Настасьей Хрущевой): «Широта» (Театр музыки, драмы и комедии, Новоуральск; 16 марта) — необычный образ нашего настоящего и прошлого через звуки и буквы, и «Горемычные танцы» (Театр ТРУ, Санкт-Петербург; 27 марта) — русские сказки, излагаемые через пластику. Сайт-специфик-проект «4elovekvmaske» из Санкт-Петербурга немыслим без конкретных мест действия, и в рамках фестиваля он пройдет «на родной земле». Привязан к своему пространству и «Север» — совместный проект Архангельского молодежного театра и группы ПРОСО. «Алло», созданный СТД РФ и Фондом «Alma mater» — это спектакль «по телефону», в буквальном смысле: он оставляет зрителя наедине с происходящим в трубке. Новая работа Мобильного Художественного Театра «Рас-стаемся» «живет» в приложении, как и весь репертуар МХТ, и предлагаемую историю можно пройти когда угодно. А «Спектакль в коробочке» («Вокруг да около», фонд V-A-C Foundation и Фестиваль «Точка доступа») и «Я не хочу это видеть» (Театральная компания «Импресарио») предназначены для просмотра за компьютером.

С 27 февраля по 10 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс» (кураторы — Юлия Клейман и Вера Сердечная), куда входят яркие неординарные спектакли из разных российских городов. На этот раз «Маску Плюс» составили двенадцать работ, очень разных и по географии (в программе есть спектакли из Перми, Архангельска, Сыктывкара, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Южно-Сахалинска), и по стилю и материалу. В первую очередь стоит увидеть страшную «Сказку о золотом петушке» в постановке Максима Исаева из «АХЕ» (театр «Kаrlsson Haus», 5 и 6 марта), печальную и поэтичную «Марию Стюарт» — настоящий спектакль «большого стиля» из самого удаленного от Москвы региона («Чехов-центр», 2 марта), экзотические «Грибы», созданные Арт-группой МЫК по пьесе современного драматурга Натальи Зайцевой (Молодежный драматический театр «Первый театр», 28 февраля и 1 марта).

Уже в восьмой раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (теперь это целых пять дней — 17, 19, 20, 21 и 22 марта). Кураторы Анна Казарина и Надежда Стоева отобрали десять спектаклей, демонстрирующих максимальное разнообразие тенденций нынешнего театра как для самых маленьких, так и для «почти взрослых». Один из театров-лидеров детского направления — Красноярский ТЮЗ — покажет сразу два спектакля, основанных на знаменитых «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса (но не связанных сюжетно): «Хроники Нарнии. Племянник чародея» и «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик». В «Подвигах Геракла» Молодежного театра из Челябинска всем известный древнегреческий миф переосмысляется через современные реалии; «Лирические истории из жизни Ёжика и Медвежонка» в Драматическом театре Канска оказываются сказкой о взрослых, но не теряют нежной наивности; спектакль новосибирского театра «Глобус» «Всем, кого касается» по пьесе Даны Сидерос поднимает тему школьного буллинга; «Маленький концерт для фортепиано с медведем» Санкт-Петербургского БТК покажет малышам, как интересно узнавать мир.

Еще одна специальная программа нынешнего фестиваля — «Золотая Маска»: из 2020 в 2021″. Поскольку ряд важных конкурсных спектаклей в прошлом году не удалось показать в столице из-за эпидемиологической ситуации, некоторые из них можно будет увидеть сейчас. В программу вошли веселый мудрый «Эффект Пигмалиона» Театра Бориса Эйфмана (12 марта) и две работы театра «Урал Опера Балет» — тройчатка «BRAHMS PARTY/Вальпургиева ночь/Дон Кихот (III акт)» (15 апреля) и сказочный изобретательный «Приказ короля» хореографа Вячеслава Самодурова на музыку Анатолия Королева (16 апреля).

Непременно будут радовать зрителей и традиционные спецпроекты «Золотая Маска» в кино» – прямые трансляции спектаклей фестиваля в кинотеатрах проекта Обьединенной Сети кинотеатров (Синема Парк, Формула кино, Кино Окко); «Золотая Маска» online» – прямые трансляции спектаклей фестиваля на ресурсах Rambler Group, а также записи в онлайн-кинотеатре Okko; «Лучшие спектакли в городах России» — в течение года запланированы проекты в Омске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Салехарде, Новокуйбышевске, Ульяновске, Череповце, Петрозаводске, Костомукше, Санкт-Петербурге и других.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. К юбилею писателя «Золотая Маска» готовит программу, в афишу которой войдут театральные постановки последних лет по его произведениям. Спектакли будут показаны весной в Москве и Омске. Также «Золотая Маска» вместе с проектом «Полка» проведет конференцию «Достоевский и театр».

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2021 будут озвучены 22 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на сцене Концертного зала «Зарядье».

 

Подробное расписание, информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

 

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Сильва», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург. Автор фото — Татьяна Шабунина)

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.