Сезон 2013/14. Часть первая: драматические театры

Планы на наступивший сезон у большинства коллективов весьма обширные. Заявляются названия от классических и до написанных специально для конкретной постановки; театры смело идут на эксперименты, стремясь удивить и увлечь публику. Впечатляет и количество, и объем ожидаемых проектов.

Первая премьера в Российском Молодежном театре состоялась на днях: «Цветы для Элджернона»  по роману американского писателя Дэниела Киза. Спектакль поставил Юрий Грымов, вернувшийся в театральный процесс после некоторого перерыва. В роли главного героя Чарли дебютировал молодой актер Максим Керин. Кроме того, в РАМТе ожидаются: постановка первого прозаического произведения поэта Тимура Кибирова «Лада, или Радость» (режиссер Марина Брусникина), спектакль для детей «Людоедик» (режиссер Ио Вулгараки).  Сергей Алдонин  начнет работу над спектаклем по повести Аркадия Аверченко «Подходцев и двое других». А художественный руководитель театра Алексей Бородин планирует выпустить спектакль «Нюрнберг», в основу которого положен сценарий Эбби Манна. Также в РАМТе запускается проект «Большая сцена – детям» (в него войдут четыре постановки) и новый двухлетний проект с выпускниками Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе: семь человек поставят свои первые спектакли на малых сценах театра.

В эти дни состоялась и первая премьера в «Школе драматического искусства»: Лаборатория Дмитрия Крымова представила спектакль «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве. По пьесе А. Чехова «Три сестры» Идея и постановка Дмитрия Крымова, художник — Вера Мартынова. Следующей премьерой в «ШДИ» станет «Роза и крест» по пьесе Александра Блока (режиссёр Александр Пономарёв, в главной роли Игорь Яцко). Композиторы Михаил Смирнов, работающий в области этно-джаза и world music, и Олег Бойко, музыкант Камерного оркестра старинной музыки, напишут музыку для исторических инструментов и сами выйдут на сцену в образе менестрелей. Режиссёр Александр Огарёв выпустит спектакль «Луна-парк имени Луначарского» по пьесе Ксении Драгунской «Город Крышкин», который выйдет в феврале 2014 года, ко дню рождения театра. Также Огарёв готовит совместный музыкальный спектакль «Падмини» с индийским хореографом Ашвани Нигамой. Перформанс, в основе которого сюжет древнеиндийского эпоса, будет представлен хором театра под управлением Светланы Анистратовой и балетной группой под руководством Ашвани Нигамы. В дальнейших планах театра премьера танцевальной лаборатории Константина Мишина – «Антигона» по пьесе Софокла. Ожидается в новом сезоне фестиваль лабораторий «ШДИ», в котором примут участие режиссёры театра Игорь Яцко, Дмитрий Крымов, Светлана Анистратова, Владимир Берзин, Константин Мишин –  и возможно, приглашённые режиссёры. И, как обычно, в течение сезона будут проводиться концерты, выставки и другие проекты.

В Театре им. Пушкина уже состоялись две премьеры, обе на сцене филиала: спектакль «Две дамочки в сторону севера» (постановка Надежды Аракчеевой, в главных ролях Вера Алентова и Наталья Николаева) и работа Елены Новиковой «Песни о силе»в новом для театра жанре «сторителлинг».  Первая премьера на Основной сцене ожидается в ноябре: это «Мера за меру» по пьесе Шекспира, совместный проект с театральной компанией Деклана Доннеллана «Чик Бай Джаул».

В 2014 году отмечается столетие Камерного театра. Основные мероприятия, посвященные этому событию, пройдут в следующем сезоне, но тем не менее уже в начале нового года – года столетия – выйдет спектакль «Машиналь» в постановке Тимофея Кулябина (своеобразный «поклон» одному из самых известных спектаклей Александра Таирова).
В марте в филиале выйдет спектакль «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе Теннесси Уильямса. Эта пьеса впервые будет идти в Москве после долгого перерыва и впервые в новом переводе, не цензурированном и не купированном. Ставить будет молодой режиссер Антон Маликов, художник — Максим Обрезков. В апреле на большой сцене художественный руководитель Евгений Писарев и художник Зиновий Марголин выпустят «Женитьбу Фигаро».  Фигаро сыграет Сергей Лазарев, Сюзанну — Александра Урсуляк, Графа Альмавиву — Александр Арсентьев, Графиню — Виктория Исакова. В мае в филиале должна состояться премьера по пьесе современного американского драматурга Нила ЛаБьюта «Престол благодати» в постановке Олега Тополянского.
Под занавес сезона планируется выпуск необычной и по жанру, и по языку работы, для которой приглашен норвежский режиссер и хореограф Йо Стромгрен. Он работает и с драматическими артистами, и с танцовщиками, и с музыкантами, и с куклами. В основном он предпочитает не опираться на конкретный драматургический материал, а «сочинять» какую-то историю в соавторстве с артистами.

Ближайшей премьерой на Большой сцене Театра им. Ермоловой станет поэтический спектакль на основе стихов первой волны эмиграции  в постановке художественного руководителя Олега Меньшикова. Дальше будет шекспировский «Гамлет» в постановке Валерия Саркисова. В главной роли — молодой артист театра Александр Петров. Художник-постановщик — Александр Орлов, художник по костюмам – Андрей Климов. В планах – «Тартюф» Ж.Б.Мольера, режиссер Филипп Григорьян, «Ревизор» Н.Гоголя в постановке Олега Меньшикова, а также создание музыкального спектакля «Сильва». В новом сезоне театр планирует работать и вне собственного пространства: так, на площадке Дизайн-завода «Флакон» режиссер Олеся Невмержицкая выпустит спектакль «Адам и Ева» по пьесе Нила ЛаБьюта. Кроме того, планируется открытие Новой сцены. Первыми спектаклями здесь станут «Театр Козьмы Пруткова» в постановке Алексея Левинского и «Утюги» Анны Яблонской в постановке Алексея Размахова.

В своем втором сезоне «Гоголь-центр» планирует тринадцать премьер. В том числе две музыкальные. Первая — мюзикл Дункана Шейка «Пробуждение весны» (постановка Кирилла Серебренникова, режиссер Алексей Франдетти). Вторая – «Мертвые души» в постановке Серебренникова по мотивам поэмы Гоголя.  Музыку к спектаклю напишет Александр Маноцков. Лирические отступления Гоголя из текста «Мёртвых душ» будут исполнены в виде зонгов. Все роли в спектакле будут играть мужчины. Роль Чичикова исполнят сразу два актёра — Семен Штейнберг и американец Один Байрон. Плюшкина сыграет Валерий Гаркалин

На ноябрь намечена премьера «Гамлета» французского режиссера Давида Бобе. Для спектакля сделан новый перевод — в стилистике современной разговорной речи. Продолжится программа спектаклей по киносценариям. На этот раз на сцене появится советская классика. Глеб Черепанов поставит спектакль «Плюмбум» по фильму Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», Евгений Григорьев срежиссирует постановку «Сталкер. Машина желаний», основанную на картине Тарковского и произведении Стругацких. Заключительной частью трилогии станет спектакль «9» Сергея Виноградова по мотивам кинофильма «Девять дней одного года» Михаила Ромма.

В новом сезоне «Гоголь-центр» запускает собственную медиатеку с архивными записями спектаклей, куда сможет прийти любой желающий и бесплатно посмотреть культовые постановки со всего мира на видео. Планируется продолжать программы, связанные с кино, музыкой и лекциями.

Театр Наций в сентябре уже показал две премьеры на Малой сцене. Дмитрий Волкострелов поставил пьесу Павла Пряжко «Три дня в аду», а Филипп Григорьян – немецкую семейную хронику «Камень» Мариуса фон Майенбурга. На Большой сцене режиссер Роман Феодори репетирует «Укрощение строптивой» с Чулпан Хаматовой и Максимом Авериным  в главных ролях. Этот спектакль откроет череду событий, приуроченных Театром Наций к 450-летию Шекспира. А Евгений Миронов готовится выйти на сцену в спектакле знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа, до этого ни разу не работавшего в русском театре. Спектакль «Гамлет-коллаж», где Миронов сыграет все роли шекспировской пьесы, ожидается в конце декабря. В конце сезона спектакль по сонетам Шекспира выпустит режиссер Тимофей Кулябин. Ожидаются новые работы и вне шекспировской темы. На март назначена премьера спектакля «Жанна» молодого режиссера Ильи Ротенберга (пьеса Ярославы Пулинович). Главную роль сыграет Ингеборга Дапкунайте. Во второй половине сезона работу в театре Наций начнет один из самых значительных европейских режиссеров Люк Бонди.

Театр Маяковского начал премьерный сезон спектаклем для всей семьи «Мама-кот» по повести чилийца Луиса Сепульведы. Поставила «Маму-кота» Полина Стружкова, известная во многих российских театрах своими детскими спектаклями, а музыку написал Максим Леонидов. Художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис готовит сразу два спектакля: это «Кант» по пьесе Марюса Ивашкявичуса, ироничная фантазия о знаменитом философе, и «Декалог» по пьесе Саши Денисовой, современное исследование на тему десяти заповедей, соединение сочинительского и документального театра. Оба спектакля будут идти в одном и том же пространстве, придуманном Сергеем Бархиным — шестиграннике-амфитеатре, покрытом алым бархатом.

В новом сезоне ожидаются работы и мэтров, и молодых режиссеров. Леонид Хейфец поставит пьесу Брайана Фрила «Отцы и сыновья» (это своеобразная интерпретация ирландским драматургом тургеневских «Отцов и детей»), а Лев Эренбург — «Бесприданницу» Александра Островского в жесткой современной трактовке. Студент Мастерской Олега Кудряшова Георгий Добрыгин поставит спектакль «Лакейская» по тексту Николая Гоголя (это его дипломная работа), а выпускник Мастерской Сергея Женовача Владимир Смирнов — «Осенний марафон» по сценарию Александра Володина. Еще один «кудряшовец», уже известный зрителям Никита Кобелев работает над пьесой Фридриха Горенштейна «Бердичев» (это история о двух женщинах, которых сыграют Анна Ардова и Татьяна Аугшкап).

В Другом театре сразу две премьеры состоятся в ноябре. Пьесу Виктора Шендеровича «Соло на флейте» поставит Оксана Цехович, а главную роль сыграет Сергей Белоголовцев. А драматург Петр Гладилин поставит собственную пьесу «Любовь как милитаризм». В январе Владимир Мирзоев выпустит спектакль по пьесе Гарольда Пинтера «Возвращение домой» с Максимом Сухановым, Максимом Виторганом и Петром Федоровым. Максим Виторган примет участие и в следующей премьере, «Лунин или Смерть Жака» (пьеса Эдварда Радзинского, постановка Александра Огарева). На конец сезона запланирован спектакль по пьесе Натальи Ворожбит «Демоны» (постановка Оксаны Цехович).

На основной сцене петербургского Александринского театра греческий режиссер Теодорос Терзопулос готовит спектакль «Конец игры (Эндшпиль)», на Малой – Ирина Керученко поставит «Солнечный удар» по Ивану Бунину. Над текстом «Старая женщина высиживает» Тадеуша Ружевича работает Николай Рощин. К двухсотлетнему юбилею Лермонтова Валерий Фокин весной следующего года будет делать «Маскарад», основываясь на знаменитом спектакле Мейерхольда.

В Большом Драматическом театре готовятся к 95-летнему юбилею. Художественный руководитель Андрей Могучий начинает работу над спектаклем по мотивам «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. А в конце сезона, уже на основной сцене театра, на набережной Фонтанки, планируется спектакль Могучего по роману Чернышевского «Что делать». Анджей Бубень перенесет на сцену новый роман Людмилы Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье». Евгений Ибрагимов будет работать над спектаклем по произведениям Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», а актер БДТ Федор Лавров дебютирует как режиссер со спектаклем «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке» по повести Маркеса. Кроме того, БДТ проведет фестиваль Формального театра «Европейское пространство в Петербурге», режиссерскую лабораторию «Товстоногов. Метод», серию детских социально-образовательных программ и несколько музыкальных проектов.

Художественный руководитель Театра Ленсовета Юрий Бутусов выпустит в новом сезоне стразу три новых спектакля. 1 и 2 ноября на Большой сцене театра состоится премьера тургеневского «Месяца в деревне» с Анной Ковальчук в главной роли. В конце декабря — премьера чеховских «Трех сестер». А во второй половине сезона, 1-го марта Бутусов покажет музыкальный спектакль по Б.Брехту и К.Вайлю под условным названием «Кафе Weill». Сыграют и споют студенты 4 курса СПбГАТИ, обучающиеся при театре.

В середине декабря Александр Баргман выпускает «Дон Кихота» Михаила Булгакова. В главных ролях Сергей Мигицко и Александр Новиков.  Весной же состоится премьера «Без вины виноватых» по Александру Островскому (постановка Олега Левакова). Активно работает и Малая сцена. Здесь будут показываться спектакли студентов 4 курса СПбГАТИ, обучающегося при театре: «Семейное счастье» Л.Н. Толстого, «Достоевский. Эскизы» (сцены из романов «Идиот», «Бесы», повестей «Записки из подполья», «Белые ночи»), еще один Достоевский — «Преступление и наказание», «Гроза» Островского и спектакль  под условным названием «Маяковский».

Первой премьерой в «Приюте комедианта» стал «Маскарад Маскарад» (пьеса Михаила Угарова по мотивам трагедии Лермонтова) в постановке Семена Александровского. К середине сезона Григорий Дитятковский выпустит «Пигмалиона». Красавица Дарина Дружина сыграет Элизу, Владимир Селезнев из МДТ – Хиггинса, папашу Дулитла – Сергей Дрейден.

 

 

Обсуждение закрыто.