Сезон 2013/14. Часть вторая: музыкальные театры

Общая картина в музыкальных театрах тоже получается весьма разнообразная. Конечно, многие отдают должное празднованию 200-летия Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера: берутся как за самые известные, так и за редкие их сочинения. Среди оперных названий популярна также «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, а среди балетных — «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Хватает и неожиданностей: театрам интересно открыть для публики что-то особенное — имя композитора или никогда не шедшее в России произведение.

Оперные планы первой половины сезона в Большом театре как раз оказались связаны с композиторами-юбилярами. На Новой сцене состоялось возобновление спектакля «Летучий Голландец» Вагнера в постановке Петера Конвичного (кстати, это единственный спектакль легендарного оперного режиссера на российской сцене). А на Исторической сцене режиссер Эдриан Ноубл на днях выпускает «Дон Карлоса» Верди. Во второй половине сезона Большой покажет новую сценическую редакцию «Царской невесты» Римского-Корсакова (режиссер Олег Моралев, режиссер новой сценической редакции Юлия Певзнер) и «Так поступают все» Моцарта в постановке молодого голландского режиссера Флориса Виссера.

Выпустит Большой и три масштабных балетных спектакля. Один из них уже увидел свет – это «Марко Спада» в постановке Пьера Лакотта (он же автор сценографии и костюмов). В марте Джон Ноймайер сделает для Большого версию своего балета «Дама с камелиями» на музыку Фредерика Шопена. А летом ожидается премьера работы  Жана-Кристофа Майо (артистического директора Балета Монте-Карло), которую он будет делать специально по заказу Большого и впервые вне собственной труппы.

Первой оперной премьерой Музыкального Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко тоже стал Вагнер: режиссер Андрейс Жагарс выпустил здесь «Тангейзера». Будет в новом сезоне и Верди: в апреле Петер Штайн поставит «Аиду». А в июне художественный руководитель оперы Александр Титель покажет премьеру «Дон Жуана» Моцарта.

Уже увидели свет две балетные премьеры. Одна – большой формы: «Баядерка» Людвига Минкуса (балетмейстер-постановщик Наталья Макарова). Другая – малой: коллекцию одноактных балетов Иржи Килиана пополнил спектакль «Восковые крылья». В мае ожидается премьера одноактных балетов под общим названием «Мужчина и женщина» (хореограф уточняется). А под конец сезона можно будет увидеть балет «Манон» в хореографии Кеннета МакМиллана.

Театр «Геликон-опера» начал сезон «Балом-маскарадом» Верди в постановке художественного руководителя Дмитрия Бертмана. 31 октября коллектив показал совместный проект с Театром Эстрады – концертную программу «Любовь навсегда»: собрание самых известных романтических песен двадцатого века, от «Битлз» до Элтона Джона, в оригинальной аранжировке для исполнения симфоническим оркестром, хором и солистами. А в мае Дмитрий Бертман планирует выпустить оперу Игоря Стравинского «Соловей».

В Московской Оперетте тоже дают балы: в сентябре театр успешно выпустил «Бал в «Savoy» Пала Абрахама в постановке Татьяны Константиновой. В середине сезона зрители увидят новую редакцию знаменитого «Большого канкана». Кроме того, в театре началась работа над мюзиклом «Джен Эйр», который написали композитор Ким Брейтбург и поэт Карен Кавалерян.

В петербургском Михайловском театре — две премьеры хореографа Начо Дуато. Аккурат к новогодним праздникам свет увидела оригинальная версия «Щелкунчика», а к концу сезона выйдет знаменитая «Белая тьма». Новый главный балетмейстер Михаил Мессерер выпустит балет «Барышня и хулиган» и сделает реконструкцию «Корсара». Первой оперной премьерой станет «Царская невеста» в постановке Андрея Могучего. Обширные планы у нового художественного руководителя оперы Василия Бархатова – от «Немаяковского» Алексея Сюмака до «Арабеллы» Рихарда Штрауса. Возможно, появится новый «Евгений Онегин», более «классический», нежели идущий сейчас в репертуаре спектакль авангардиста Андрия Жолдака.

Петербургский Театр музыкальной комедии в начале сезона выпустил большой проект — мюзикл Кристофера Кертиса «Чаплин». Далее запланированы две классические оперетты: «Десять невест и ни одного жениха» Франца фон Зуппе (постановка Анны Осипенко) и «Женихи» Исаака Дунаевского (постановка Юрия Лаптева). А режиссер Корнелиус Балтус и художник Кентауэр (постановщики знаменитого мюзикла «Бал вампиров») приступают к новой работе по произведению австрийского композитора Ральфа Бенацки «Аксель у райских врат» (рабочее название будущего спектакля – «DIVA»). Написанная в середине тридцатых годов, эта оперетта еще ни разу не шла на российской сцене. Создатели спектакля обещают очень красивое зрелище с множеством танцевальных номеров и непременным хэппи-эндом. Премьера предполагается уже к будущему сезону.

В Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского первой премьерой сезона стала семи-опера «Королева индейцев» Генри Перселла (режиссер Питер Селларс, музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис) – копродукция с Teatro Real (Мадрид) и Английской национальной оперой (Лондон). Это последнее сочинение великого композитора, романтическая и страшная история о войне и любви. К новогодним праздникам в театре возобновят оперу-сказку Сергея Баневича «Двенадцать месяцев» (постановка Георгия Исаакяна и Ольги Эннс, режиссер возобновления Татьяна Степанова). Кроме того, с нынешнего сезона в театре стартует большой проект: серия концертных исполнений опер, которые в силу технических сложностей не получается показать как спектакли. Первыми будут исполнены «Летучий голландец» и «Летучая мышь». В конце июня в рамках Дягилевского фестиваля состоится мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского «Nosferatu», написанной по заказу театра.

Много у театра и балетных планов. В октябре в афише появились одноактные балеты Джерома Роббинса «Времена года» и «Концерт», объединенные в один вечер. Весной ожидается масштабная работа «Голубая птица и принцесса Флорина», спектакль в стиле позднего Петипа. Либретто создал главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко. К концу сезона ожидаются два балета Джорджа Баланчина, «Рубины» и «Аполлон Мусагет».

В планах Новосибирского государственного академического театра оперы и балета много необычного. Первой оперной премьерой сезона стала «Жанна Д’Арк» (драматическая оратория А. Онеггера «Жанна Д’Арк на костре» по поэме Поля Клоделя; музыкальный руководитель и дирижер Айнарс Рубикис, художественный проект и постановка – Резия Калныня). В конце декабря свет увидит «Бастьен и Бастьенна» Моцарта (в рамках цикла концертов «Музыка для нас»). В марте театр совместно с Новосибирской консерваторией выпустит оперу Андрея Молчанова «Кентервильское привидение», где все вокальные партии исполнят студенты консерватории. А к концу сезона свет увидит вердиевская «Травиата» (музыкальный руководитель и дирижер Айнарс Рубикис, режиссер-постановщик Резия Калныня).

Что касается балета, в начале сезона театр выпустил «Grand pas из балета «Пахита» (хореография Мариуса Петипа, постановщик Игорь Зеленский). А к Новому году зрители увидят «Щелкунчика» в хореографии В. Вайнонена (постановщик Игорь Зеленский).

 

 

Обсуждение закрыто.