«Соловей/Весна священная» Игоря Стравинского в театре «Геликон-опера»

25 апреля в московском музыкальном театре «Геликон-опера» — особенный вечер. Будет звучать музыка композитора, именем которого назван роскошный Большой зал — Игоря Стравинского. Для художественного руководителя «Геликона» Дмитрия Бертмана творчество Стравинского имеет особое значение. «Моя жизнь со Стравинским очень связана, это безумно театральный композитор, — говорил режиссер перед премьерой спектакля «Соловей» в 2014 году. – «Геликон» открылся «Маврой» Стравинского, с этого произошло его рождение».

Уникальность программы 25 апреля — в соединении оперной и балетной музыки в один вечер. В первом отделении солисты «Геликона» представят оперу «Соловей», во втором — артисты Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва исполнят балет «Весна священная». Как известно, первый акт «Соловья» был закончен композитором в 1909 году, затем в жизни Стравинского наступил период написания балетов. Все началось с оркестровки нескольких пьес Шопена для «Шопенианы» Михаила Фокина, затем, один за другим, как по волшебству, появились три великолепных «дягилевских» балета: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

solovey800_600

«Соловей» — опера небольшая, она идет всего 50 минут, но необычайно глубокая по смыслу. Что важнее для человека – живое или поддельное? Настоящее, пусть и невзрачное, но живое искусство или блестящее, экстравагантное, суррогатное «нечто»? Первая постановка «Соловья» состоялась 26 мая 1914 года, на сцене Парижской Оперы. Спектакль труппы Дягилева оформлял Александр Бенуа, дирижировал Пьер Монтё. В 1917 году Стравинский превратил музыку оперы в симфоническую поэму «Песнь соловья», которую Леонид Мясин превратил в новый балет, с оформлением Анри Матисса и хореографией Джорджа Баланчина. Но опера «Соловей» оказалась долговечнее балетов, и по-прежнему, хоть и нечасто, появляется на оперных сценах мира. В спектакле 25 апреля принимают участие Анна Гречишкина, Николай Дорожкин, Елена Семенова, Ксения Вязникова, Михаил Никаноров, Григорий Соловьев, Георгий Екимов и другие, а также оркестр «Геликон-оперы» (за дирижерским пультом — Валерий Кирьянов).

Балет «Весна священная» в постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в свое время для отечественного музыкального театра означал невероятный прорыв – прорыв репертуарный, хореографический, стилистический, мировоззренческий. Касаткина и Василёв были первыми, кто после 1917 года осмелился поставить в нашей стране это произведение. Эмигрант Стравинский считался практически запрещенным композитором, новаторскую и сложную музыку многие не воспринимали. Работа Касаткиной и Василёва стала событием и по сей день пользуется большим успехом.

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 19/16 (метро «Арбатская», «Охотный ряд», «Пушкинская»)

Официальный сайт: http://www.helikon.ru/

 

Обсуждение закрыто.