Спектакли о звездах мировой науки

Все чаще героями театральных подмостков становятся люди науки, исследователи, ученые. Те, кому прогресс обязан своим движением. Сколько мы всего, оказывается, о них не знаем! А биографии там — ни один драматург таких поворотов не изобретет.

Самые яркие спектакли последних нескольких сезонов, в центре которых судьбы выдающихся научных деятелей – в нашей подборке.

 

«Новаторы» (Театр Маяковского)

195718956_1093309844491762_2356671681267718758_n

(Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра)

 

В Театре Маяковского на сцену вывели тех, о ком раньше театральными средствами вообще не рассказывали. Людей, без чьих изобретений наша повседневная жизнь бы просто остановилась — изобретателей компьютеров. Режиссер Никита Кобелев вместе с актерской командой соединили документальные тексты в пьесу-хронологию, охватывающую почти полтора века. Увлекательно, игрово, чуть иронично нам рассказывают обо всех — начиная с Ады Лавлейс и заканчивая Биллом Гейтсом и Линусом Торвальдсом (создателем Linux). Полностью погружая в каждую жизнь, каждый характер. Мы узнаем об амбициях, мечтах, личных и профессиональных трагедиях и победах. Видим опущенные плечи Ады Лавлейс, уставшей бороться и с болезнью, и с миром; сияющие улыбки «девушек-компьютеров», работавших с машиной ENIAC — улыбки, которые скоро погаснут от осознания, что их и их работу забыли, а лавры достались мужчинам; полный боли взгляд уничтоженного государственной системой Алана Тьюринга; слышим спокойный, железобетонный голос Стива Джобса, молниеносно преобразовавшегося из жизнерадостного раздолбая в «человека на вершине». И – поражаемся тому, что их объединяет: огромной увлеченности своим делом. Вместе с ними переживаем ни с чем не сравнимое чувство, когда понимаешь — вот оно, открытие! И разделяем их трудное счастье.

 

«Безмолвное небо» (Арт-группа «Fellowship»)

Безмолвное_небо_Полина_Ефименко

(Сцена из спектакля. Автор фото — Полина Ефименко)

 

Герои пьесы современного американского драматурга Лорен Гундерсон — женщина-астроном Генриетта Ливитт, ставшая «первым человеком, измерившим Вселенную», и ее коллеги по Гарварду, тоже сделавших немало для науки изучения космоса. В постановке Елены Дорохиной и Павла Четверина эта мудрая, печальная и очень светлая история обрела на сцене лаконичную, строгую и убедительную форму. Почти три часа люди просто разговаривают — а перед глазами проносится целая эпоха. Эпоха, когда прогресс шел вперед семимильными шагами, но каждый из этих шагов давался с большим трудом. Невозможно не влюбиться в этих хрупких и сильных героинь — шуструю жизнелюбивую Вильямину Флеминг (Анастасия Никифорова), сдержанную, с огромным сердцем Эмми Кэннон (Мария Косарева), сестру Генриетты Марджи Ливитт, которая выбрала другой, не менее сложный путь — стала композитором (Ольга Павлова), и особенно сияющую звездочку Генриетту (Евгения Патаракина). Героинь, воплощающих талант, вдохновение – и одиночество. Почти космическое.

 

«Циолковский» (Ярославский Театр драмы имени Фёдора Волкова)

Циолковский

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра)

 

Спектакль режиссера Бориса Павловича (он же автор сценической композиции) – это история невероятного человека (Константина Циолковского великолепно играет Илья Варанкин), показанная через один день его жизни. Молодой, пылкий человек-звезда преподает в епархиальном училище в Калуге (где коллеги стесняются его, считают нелепым чудиком и пытаются спрятать перед нагрянувшими учеными светилами — которые ради него и приехали) и упорно стремится к изучению устройства мира, земного и небесного. Он показывает ученицам «опыты», делится своими идеями со сторожем Николаем Федоровичем, принимает очередные придирки директора и мягко урезонивает боевую жену Варвару. Ко второму акту действие из размеренно-бытового перерастает в масштабно-мистериальное; школьный спектакль с причудливыми костюмами становится своего рода спектаклем Кости Треплева о мировой душе — и сам Циолковский уже выглядит Треплевым, бесстрашным, мудрым, непонятым и не принятым респектабельными «Тригориными» Менделеевым и Жуковским. Треплевым, а еще — безумным волком из поэмы Заболоцкого (именно этот текст — основа второго акта), готовый вывернуть себе шею, чтобы смотреть на звезду. И настоящее звездное небо в спектакле тоже есть. А еще в нем есть нежность и ожидание чуда, удивительно тонкое миропонимание и желание не только рассказать о великом человеке, но и сблизить его с нами сегодняшними.

 

«Проблема» (Российский Академический Молодежный театр)

Проблема_РАМТ

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра)

 

Второе – после грандиозного «Берега утопии» – обращение Алексея Бородина к драматургии Тома Стоппарда. «Проблема» – камерная, «на крупном плане», психологическая драма о своеобразном противостоянии науки и души, логики и эмоции. Талантливая и амбициозная девушка-ученый Хилари получает работу в Институте мозга и вместе с коллегами занимается исследованием «проблемы» – человеческих мотиваций и поступков. Однако это занятие не может не сказаться на ней самой, на ее отношениях с людьми, на переосмыслении прошлого, скрывающего тайну… Динамичный, стильный, ювелирной выделки спектакль ставит всех нас перед неразрешимой, кажется задачей: можно ли «поверить алгеброй гармонию», а душу человека разобрать на молекулы? Превосходный, как всегда в РАМТе, актерский ансамбль – Ирина Таранник, Петр Красилов, Татьяна Матюхова, Дмитрий Кривощапов, Алексей Веселкин – достоверно и точно передает сложные характеры героев, над которыми наверняка сломали бы голову настоящие ученые.

 

(Тексты – Алиса Никольская)

 

 

 

Обсуждение закрыто.