В Эстонии завершился фестиваль «Золотая Маска»

С 5 по 17 октября прошла ежегодная «Золотая Маска в Эстонии», охватившая на этот раз четыре города – Таллинн, Тарту, Нарву и Силламяэ (фестиваль проходит в рамках межгосударственного соглашения о долгосрочном сотрудничестве между Министерствами культуры Эстонии и России, при поддержке мэрии Таллинна; содействие оказывают также Посольства двух стран и фонд «Kultuurkapital»).

Фестиваль проводится в Эстонии уже в тринадцатый раз (именно эстонские «гастроли» стали в свое время первым зарубежным проектом «Золотой Маски») и считается здесь самым крупным театральным событием сезона. Афиша фестиваля – это лучшие российские спектакли последних лет, ставшие номинантами и лауреатами «Золотой Маски». Есть у фестиваля и off-программа: это выставки, семинары, мастер-классы, лекции. На каждый показ собирается большое количество зрителей, среди которых и представители профессионального сообщества, и «высокие лица».

Открылась нынешняя «Золотая Маска» работой коллектива «Балет «Москва» «Кафе «Идиот» — причудливой фантазией на темы романа Достоевского в постановке мэтра contemporary dance Александра Пепеляева. Далее эстонская публика увидела веселый романтичный «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски (театр «Мастерская Петра Фоменко») и спектакль для детей «Музыка шагов. Я озвучиваю мультик», придуманный художницей и режиссером Александрой Ловянниковой (совместный проект Московской филармонии и Бэби Лаб).

Центральным событием фестиваля стал приезд московского музыкального театра «Геликон-опера». Первый раз за все время существования «Золотой Маски в Эстонии» среди участников оперный коллектив – да еще и один из самых ярких, сильных и успешных на российском пространстве («Геликон» не раз бывал в Эстонии, а художественный руководитель Дмитрий Бертман сотрудничает с Эстонской Национальной оперой, но именно в рамках фестиваля театр раньше не приезжал). «Геликоновцы» выступили в Силламяэ с концертной программой, а на следующий день показали в Таллинне, на сцене Русского драматического театра два представления оперы «Доктор Гааз» (этот спектакль получил шесть номинаций в оперном конкурсе «Золотой Маски» этого года).

 

_SM_3858

(«Доктор Гааз». Перед спектаклем)

 

_SM_3893

(«Доктор Гааз». Перед спектаклем»)

 

«Гааз» впервые выехал на гастроли, и это оказался очень интересный опыт – можно даже сказать, что у спектакля состоялось «второе рождение». В красиво оформленном, с превосходной акустикой зале «Гааз» выглядел и звучал совершенно иначе, нежели в «родных» стенах. Экстравагантная постмодернистская музыка молодого композитора Алексея Сергунина, где безжалостно смикшированы самые разные стили, от барокко до панка и электроники, немного смягчилась, техническая эквилибристика раскрылась множеством эмоциональных оттенков (в этом, безусловно, заслуга музыкального руководителя спектакля, дирижера Валерия Кирьянова, который виртуозно провел оба показа).

_SM_3968

 

(«Доктор Гааз». Сцена из спектакля)

_SM_3981

(«Доктор Гааз». Сцена из спектакля)

 

Постановочное решение режиссера Дениса Азарова и художника Дмитрия Горбаса претерпело некоторые изменения в связи с пространством, что дало новые смыслы происходящему. «Гааз» стал выглядеть не только жесткой ироничной притчей в условной стилистике, но – печальным воспоминанием, сном, шкатулкой со старыми письмами. Письмами о странном докторе, желавшем всем добра, его несчастном семействе и трагическом времени, в котором он жил.

 

_SM_4134

(«Доктор Гааз». Поклоны)

_SM_4150

(«Доктор Гааз». Поклоны)

 

Завершилась «Золотая Маска в Эстонии» двумя представлениями спектакля «Русский роман» Театра им. Вл. Маяковского. Эта работа стала одним из основных триумфаторов в драматическом конкурсе этого года: «Русский роман» был признан лучшим спектаклем, автор пьесы Марюс Ивашкявичус – лучшим драматургом, а сыгравшая центральную роль Софьи Толстой Евгения Симонова – лучшей актрисой.

 

_SM_5055

(«Русский роман». Перед спектаклем)

_SM_5086

(«Русский роман». Взгляд из-за кулис)

 

Многофигурная композиция, созданная драматургом, воплощена режиссером Миндаугасом Карбаускисом в изысканно-строгой форме с множеством подробностей. В «Русском романе» соединяются реальность и потусторонний мир, литературный вымысел и человеческие чувства. И зал Эстонской национальной оперы стал очень подходящим пространством для этого спектакля. Ибо «Русский роман» по сути напоминает музыкальное произведение. Симфонию, например. Своей мощью, масштабом, соединением разных интонаций.

 

_SM_5171

(«Русский роман». Софья Толстая — Евгения Симонова)

_SM_5272

(«Русский роман». Софья Толстая — Евгения Симонова)

 

Евгения Симонова в течение нескольких последних сезонов все интереснее раскрывается как трагическая актриса (достаточно вспомнить ее Виолетту Уэстон в спектакле «Август: графство Осейдж»). Софья Толстая получилась у Симоновой собирательным портретом всех беззаветно любящих женщин. Женщин, готовых на все ради своего мужчины, рьяно оберегающих его и восхищающихся им. Женщин, терпящих столько мучений – но принимающих их, потому что оправдание им – любовь. Софья – гордая, красивая, почти ведьмовской силы женщина, с невероятной страстью переживающая свою огромную любовь к мужу, сложное отношение к детям (кого-то, как сына Льва, обожает, кого-то, как дочь Сашу, ненавидит и гонит) и к окружающим семейство людям.

 

_SM_5136

(«Русский роман». Кити — Вера Панфилова)

_SM_5220

(«Русский роман». Чертков — Татьяна Орлова)

 

Вообще основными фигурами спектакля стали женщины. И актрисы, и героини. Великолепная Татьяна Орлова воплощает мистическое, дьявольское направление: в первом акте ее персонаж – простолюдинка Аксинья, связь с которой сильно повлияла на семейную жизнь Толстого и Софьи, во втором – «друг дома» Чертков, существо ирреальное, наделенное огромной пугающей силой. Нежная юная Вера Панфилова показывает ошарашенную силой собственных чувств Кити, вскоре становящуюся женой, счастливой, но измученной подозрениями (и это еще и одна из ипостасей Софьи, понемногу растворенной во всех). Очаровательная хрупкая Мириам Сехон предстает Анной Карениной – потерянной, с расходящимся сознанием, но из последних сил стремящейся к счастью. А счастье для нее, да и для всех героинь истории – в любви.

 

_SM_5362

(«Русский роман». Поклоны)

 

За две недели «Золотая Маска в Эстонии» продемонстрировала весь жанровый спектр сегодняшнего театрального процесса. Совсем скоро будут озвучены номинанты нынешнего сезона. А значит, на следующем фестивале появится много новых имен и случатся новые открытия.

Официальный сайт фестиваля «Золотая Маска в Эстонии»: http://goldenmask.ee/

(Текст — Алиса Никольская. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля. Автор — Станислав Мошков)

 

 

Обсуждение закрыто.