В Эстонии завершился фестиваль «Золотая Маска»
С 5 по 17 октября прошла ежегодная «Золотая Маска в Эстонии», охватившая на этот раз четыре города – Таллинн, Тарту, Нарву и Силламяэ (фестиваль проходит в рамках межгосударственного соглашения о долгосрочном сотрудничестве между Министерствами культуры Эстонии и России, при поддержке мэрии Таллинна; содействие оказывают также Посольства двух стран и фонд «Kultuurkapital»).
Фестиваль проводится в Эстонии уже в тринадцатый раз (именно эстонские «гастроли» стали в свое время первым зарубежным проектом «Золотой Маски») и считается здесь самым крупным театральным событием сезона. Афиша фестиваля – это лучшие российские спектакли последних лет, ставшие номинантами и лауреатами «Золотой Маски». Есть у фестиваля и off-программа: это выставки, семинары, мастер-классы, лекции. На каждый показ собирается большое количество зрителей, среди которых и представители профессионального сообщества, и «высокие лица».
Открылась нынешняя «Золотая Маска» работой коллектива «Балет «Москва» «Кафе «Идиот» — причудливой фантазией на темы романа Достоевского в постановке мэтра contemporary dance Александра Пепеляева. Далее эстонская публика увидела веселый романтичный «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски (театр «Мастерская Петра Фоменко») и спектакль для детей «Музыка шагов. Я озвучиваю мультик», придуманный художницей и режиссером Александрой Ловянниковой (совместный проект Московской филармонии и Бэби Лаб).
Центральным событием фестиваля стал приезд московского музыкального театра «Геликон-опера». Первый раз за все время существования «Золотой Маски в Эстонии» среди участников оперный коллектив – да еще и один из самых ярких, сильных и успешных на российском пространстве («Геликон» не раз бывал в Эстонии, а художественный руководитель Дмитрий Бертман сотрудничает с Эстонской Национальной оперой, но именно в рамках фестиваля театр раньше не приезжал). «Геликоновцы» выступили в Силламяэ с концертной программой, а на следующий день показали в Таллинне, на сцене Русского драматического театра два представления оперы «Доктор Гааз» (этот спектакль получил шесть номинаций в оперном конкурсе «Золотой Маски» этого года).
(«Доктор Гааз». Перед спектаклем)
(«Доктор Гааз». Перед спектаклем»)
«Гааз» впервые выехал на гастроли, и это оказался очень интересный опыт – можно даже сказать, что у спектакля состоялось «второе рождение». В красиво оформленном, с превосходной акустикой зале «Гааз» выглядел и звучал совершенно иначе, нежели в «родных» стенах. Экстравагантная постмодернистская музыка молодого композитора Алексея Сергунина, где безжалостно смикшированы самые разные стили, от барокко до панка и электроники, немного смягчилась, техническая эквилибристика раскрылась множеством эмоциональных оттенков (в этом, безусловно, заслуга музыкального руководителя спектакля, дирижера Валерия Кирьянова, который виртуозно провел оба показа).
(«Доктор Гааз». Сцена из спектакля)
(«Доктор Гааз». Сцена из спектакля)
Постановочное решение режиссера Дениса Азарова и художника Дмитрия Горбаса претерпело некоторые изменения в связи с пространством, что дало новые смыслы происходящему. «Гааз» стал выглядеть не только жесткой ироничной притчей в условной стилистике, но – печальным воспоминанием, сном, шкатулкой со старыми письмами. Письмами о странном докторе, желавшем всем добра, его несчастном семействе и трагическом времени, в котором он жил.
(«Доктор Гааз». Поклоны)
(«Доктор Гааз». Поклоны)
Завершилась «Золотая Маска в Эстонии» двумя представлениями спектакля «Русский роман» Театра им. Вл. Маяковского. Эта работа стала одним из основных триумфаторов в драматическом конкурсе этого года: «Русский роман» был признан лучшим спектаклем, автор пьесы Марюс Ивашкявичус – лучшим драматургом, а сыгравшая центральную роль Софьи Толстой Евгения Симонова – лучшей актрисой.
(«Русский роман». Перед спектаклем)
(«Русский роман». Взгляд из-за кулис)
Многофигурная композиция, созданная драматургом, воплощена режиссером Миндаугасом Карбаускисом в изысканно-строгой форме с множеством подробностей. В «Русском романе» соединяются реальность и потусторонний мир, литературный вымысел и человеческие чувства. И зал Эстонской национальной оперы стал очень подходящим пространством для этого спектакля. Ибо «Русский роман» по сути напоминает музыкальное произведение. Симфонию, например. Своей мощью, масштабом, соединением разных интонаций.
(«Русский роман». Софья Толстая — Евгения Симонова)
(«Русский роман». Софья Толстая — Евгения Симонова)
Евгения Симонова в течение нескольких последних сезонов все интереснее раскрывается как трагическая актриса (достаточно вспомнить ее Виолетту Уэстон в спектакле «Август: графство Осейдж»). Софья Толстая получилась у Симоновой собирательным портретом всех беззаветно любящих женщин. Женщин, готовых на все ради своего мужчины, рьяно оберегающих его и восхищающихся им. Женщин, терпящих столько мучений – но принимающих их, потому что оправдание им – любовь. Софья – гордая, красивая, почти ведьмовской силы женщина, с невероятной страстью переживающая свою огромную любовь к мужу, сложное отношение к детям (кого-то, как сына Льва, обожает, кого-то, как дочь Сашу, ненавидит и гонит) и к окружающим семейство людям.
(«Русский роман». Кити — Вера Панфилова)
(«Русский роман». Чертков — Татьяна Орлова)
Вообще основными фигурами спектакля стали женщины. И актрисы, и героини. Великолепная Татьяна Орлова воплощает мистическое, дьявольское направление: в первом акте ее персонаж – простолюдинка Аксинья, связь с которой сильно повлияла на семейную жизнь Толстого и Софьи, во втором – «друг дома» Чертков, существо ирреальное, наделенное огромной пугающей силой. Нежная юная Вера Панфилова показывает ошарашенную силой собственных чувств Кити, вскоре становящуюся женой, счастливой, но измученной подозрениями (и это еще и одна из ипостасей Софьи, понемногу растворенной во всех). Очаровательная хрупкая Мириам Сехон предстает Анной Карениной – потерянной, с расходящимся сознанием, но из последних сил стремящейся к счастью. А счастье для нее, да и для всех героинь истории – в любви.
(«Русский роман». Поклоны)
За две недели «Золотая Маска в Эстонии» продемонстрировала весь жанровый спектр сегодняшнего театрального процесса. Совсем скоро будут озвучены номинанты нынешнего сезона. А значит, на следующем фестивале появится много новых имен и случатся новые открытия.
Официальный сайт фестиваля «Золотая Маска в Эстонии»: http://goldenmask.ee/
(Текст — Алиса Никольская. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля. Автор — Станислав Мошков)
Свежие комментарии