VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

С 28 ноября по 2 декабря Московская Филармония проводит шестой по счету Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» — самый крупный смотр новых сочинений со всего мира. Программу фестиваля составят двенадцать концертов (среди них есть дневные, вечерние и ночные) — они пройдут в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Камерном зале Филармонии.

В этом году в рамках фестиваля состоялся Первый всероссийский конкурс произведений молодых композиторов для симфонического оркестра, принявший более шестидесяти партитур. Жюри под председательством Владимира Юровского выбрало победителей, чьи сочинения прозвучат в исполнении лучших российских оркестров, а также будут опубликованы издательством «Композитор». Их одиннадцать: Евгения Бриль, Аптур Вабель, Арсений Гусев, Анна Данилова, Дарья Звездина, Валерия Кухта, Артем Лаухин, Анна Поспелова, Алексей Ретинский, Данил Севостьянов, Алексей Чернаков.

Откроют фестиваль ГАСО имени Евгения Светланова (за дирижерским пультом — Владимир Юровский), Камерный хор Московской консерватории, ансамбль Questa Musica и сопрано Александра Любчанская. Прозвучат четыре сочинения российских композиторов среднего и старшего поколений, в том числе две мировых премьеры: Девятая симфония Виктора Екимовского, в которой ведущий московский авангардист прощается с авангардом, одновременно признавая его «скончавшимся» и утверждая, что его «технологические достижения останутся на все времена»; «Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского — оратория на тексты художника и поэта Павла Филонова, посвященные войне как форме существования всего живого; миниатюрные оркестровые «Четыре постлюдии» Дмитрия Капырина; «Воображаемый монотеатр Владимира Маяковского» Антона Сафронова для женского голоса с оркестром.

В этот же день состоится мировая премьера оперы, написанной по заказу самого фестиваля. FACE Ольги Бочихиной — это «опера лиц, которые внешне немы, но пытаются озвучить себя». Живая игра ГАСО (за дирижерским пультом — Филипп Чижевский) будет сочетаться с электроакустическими звуками и видеопроекцией. По словам автора, «это театр мнимостей, где возможно одновременно увидеть лицо и изнанку, а мир инструментальный и мир электронный – его аналоги, реконструирующие целостность, слитость обеих сторон»

Второй большой фестивальный концерт с участием ГАСО и Владимира Юровского составлен из музыки классика ХХ века Оливье Мессиана («Семь хокку» для фортепиано с оркестром, солист Михаил Дубов), одного из самых авторитетных московских авторов наших дней Фараджа Караева (Концерт для оркестра и скрипки соло с участием Патриции Копачинской) и молодых лауреатов композиторского конкурса «Другое пространство» Евгении Бриль (Agnus Dei для большого симфонического оркестра) и Алексея Ретинского (De profundis для большого симфонического оркестра).

В этот же день впервые в Москве будет представлена видеоопера «Три истории» крупнейшего американского композитора Стива Райха, посвященная технологическим потрясениям ХХ века — от крушения дирижабля «Гинденбург» до клонирования овечки Долли. Партитуру исполнит новосибирский ансамбль «Лаборатория новой музыки» под руководством Сергея Шебалина, неоднократно работавший с Райхом.

Др_пространство

В третий день фестиваля прозвучит «Человек-машина» классика немецкой электроакустической музыки Георга Катцера — это моноспектакль для контрабасиста, одновременно являющегося чтецом-вокалистом (Маттиас Бауэр). Издаваемые им звуки в режиме реального времени будут обрабатываться электроникой (Андре Бартецки). В основе сочинения — тексты опального французского философа Жюльена Офре де Ламетри, который мечтал о том, чтобы программировать человека, добиваясь от него функционального совершенства машины.

Главный камерный вечер фестиваля: легендарный Ensemble united Berlin и сотрудничающий с ним на протяжении двух десятилетий Владимир Юровский исполнят любимые сочинения из своих недавних программ. «Buchara» франко-канадского визионера Клода Вивье — любовное заклинание на придуманном языке. «Сцена для камерного ансамбля» немца Георга Катцера — классический образец инструментального театра, по словам Юровского, «нестареющая, остроумная и совершенная по форме композиция». «Третий раунд» директора Парижской консерватории Бруно Мантовани — виртуозный саксофонный концерт, современный по технике и демократичный по языку. «Lost» Фаусто Ромителли на стихи Джима Моррисона — экспрессивная электроакустическая композиция, сближающая академическую музыку с роком.

И третий концерт этого дня: уникальный дуэт Percarus Duo, в котором играют солисты ударной группы ГАСО, специализируется на новой музыке и создает авторские мультимедийные шоу. Владимир Терехов и Михаил Путков представят одно из таких перкуссионных шоу под названием «Пульс древности».

В четвертый день фестиваля Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко и Большой детский хор Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» имени Виктора Попова представят премьеру «Рождественской музыки» Владимира Мартынова.  Больше сорока лет назад молодой композитор Владимир Мартынов написал часовую ораторию «Рождественская музыка» для детского хора и камерного ансамбля. И сегодня прозвучит новая «Рождественская музыка» мэтра отечественной композиторской школы.

На дневном концерте прозвучит новая программа от ансамбля «Галерея актуальной музыки», с которого когда-то начиналась история «Другого пространства». «GAME — Москва — Берлин» — это игра двух городов, основанная на сопоставлении камерных сочинений московских и берлинских композиторов молодого и среднего поколения.

А поздним вечером квартет пианистов, собранный Алексеем Любимовым (Йерун Ван Вен, Алексей Зуев, Владимир Иванов-Ракиевский и сам Любимов), отправится в путешествие по гигантскому вибрирующему звуковому полотну «Заклинания» Симеона тен Хольта. Этот голландский мастер сумел подчинить своему слуху законы и технику американского минимализма, создав узнаваемый авторский стиль, который можно назвать «минимализмом с европейским лицом».

Пятый день фестиваля откроет Московский ансамбль современной музыки (Михаил Дубов, Иван Бушуев, Олег Танцов, Владислав Песин, Сергей Полтавский, Илья Рубинштейн) — коллектив представит масштабный опус французского композитора-спектралиста Жерара Гризе «Вихрь времени». Это звуковое исследование силы Хроноса, которое приводит приводит автора к безутешным выводам — к отчаянию перед временем и олицетворяющей его смертью.

А кульминацией фестиваля станет концерт-закрытие: впервые объединятся три ведущих московских ансамбля современной музыки — МАСМ, Студия новой музыки и ГАМ-ансамбль, — а также ГАСО, альтист Максим Рысанов и четыре дирижера: Владимир Юровский, Игорь Дронов, Олег Пайбердин и Федор Леднев. Всё — ради грандиозной партитуры «Акустических пространств» Жерара Гризе, по определению Владимира Юровского, «одного из самых идеалистических проектов, когда-либо задумывавшихся композиторами в ушедшем XX веке».

Адрес КЗЧ: Москва, Триумфальная пл., д. 4/31 (метро «Маяковская»)

Официальный сайт Московской филармонии: http://meloman.ru/

Официальный сайт фестиваля: http://www.drugoeprostranstvo.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.