VII Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа»

С 8 по 26 июля в Санкт-Петербурге пройдет VII Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа». Средствами театра и современного искусства фестиваль продолжает исследовать городскую среду и задавать вопросы о времени, обращаться к актуальному контексту жизни в стране и мире. Нынешняя афиша соберет больше двадцати проектов, проходящих как в физическом, так и в цифровом пространстве: зрителей ждут путешествия по Ленобласти в поисках себя, загадочные посылки от неизвестного отправителя, знакомство с неожиданных сторон с самой закрытой страной мира — Северной Кореей, геймифицированные разговоры на острые и чувственные темы. Площадками фестиваля станут киностудия «Ленфильм», Музей Арктики и Антарктики, бутик-отель Wynwood, особняк Общества «Знание» и многие другие.

«Точка доступа» — один из немногих российских фестивалей, кто создает собственные спектакли. В этом году под руководством кураторов Алексея Платунова и Юлии Клейман «Точка доступа» выпустит восемь премьер, рожденных в тесном диалоге с художниками — из этих премьер составлена Основная программа. Среди проектов — «Билет в кино», документальное путешествие, посвященное невидимым женщинам «Ленфильма», от команды «Вокруг да около»; «Маленькие плохие человечки», серия миниатюрных инсталляций, посвященная экологическому сознанию (авторы — Юлия Преображенская, Елизавета Скоробогатова, Ксения Перетрухина); «Бегуны», спектакль-путешествие по роману Нобелевского лауреата Ольги Токарчук (режиссер — Илья Мощицкий); мультижанровый проект «PARTY SONGS» норвежца Мортена Тровика, где отрывки книги о Северной Корее прочитает, например, Владимир Познер; кукольный спектакль-прогулка «Выходные бывают только раз в неделю» (создатели — Ксения Перетрухина, театр Karlsson Haus); «Необъяснимо прекрасно» — серия восстановленных и адаптированных к сегодняшнему дню и состоянию культуры перформансов прошлого (авторы — Ваня Демидкин и Артём Томилов); длящийся неделю перформанс «Симулятор школы» (режиссер — Пётр Куркин), где Роза Хайруллина отрекается сама от себя. У каждого спектакля Основной программы есть цифровой двойник — зрители смогут посещать физические пространства и подключаться к проектам через telegram, zoom, специальные лендинги.

Юлия Клейман: «Если попытаться обобщить события Основной программы, которая вообще-то очень разнородна (чем мы скорее гордимся, а не наоборот), то ее лейтмотивом можно считать проявление скрытого. Режиссеры — кстати тоже недопроявленные российским театральным контекстом — в своих проектах обращаются к феномену индивидуальной и коллективной памяти, к забытым явлениям и ощущениям. Это спектакли для очень небольшого числа зрителей, для вдумчивого и неторопливого погружения, это приключения и путешествия, чаще всего — к самим себе».

мы_выйдем_с_собой_гулять_в_лес

Свободная программа «Точки доступа» — это, в первую очередь, площадка для разных высказываний о настоящем и будущем перформативного искусства. Из 378 заявок в программу было отобрано 15 проектов, каждый из которых так или иначе отражает не только художественные тенденции, но и различные грани актуальной повестки. В спектаклях Свободной программы поднимаются вопросы экологии и телесности, чувственности и социального устройства. Авторы обращаются к исследованию технологий, работают с личными и общественными травмами.

Филипп Вулах, директор фестиваля «Точка доступа»: «Свободная программа “Точки доступа” формируется, опираясь на эмоциональный и содержательный импульс, исходящий от участников. Фестиваль создает инфраструктуру для того, чтобы их голоса могли быть услышанными. И во всех присланных заявках, и в тех проектах, реализовать которые в этом году удалось, обнажаются острые для российского и мирового контекста темы, проявляются болевые точки. Фестиваль приглашает зрителей попробовать почувствовать, каким может быть будущее современных исполнительских искусств. Что сегодня сработает и срезонирует времени, мы можем узнать только вместе».

Проекты Свободной программы:

— «33 сестры», перформанс, состоящий из монологов девушек о личных проблемах и времени. Куратор — Александр Шумилин, театральная компания «немхат»;

— «Центр русской эмиграции», иммерсивный спектакль, построенный на доведенной до абсурда бюрократии. Постановка театральной компании «Невозвращенцы»;

— «Озеро, где ты живешь и вокруг которого ходишь», аудиоспектакль, посвященный фольклору народов Карелии и Кольского полуострова. Авторы — Алина Шклярская, Даниил Коронкевич;

— «Современная природа», музыкальный медиаспектакль по тексту Дерека Джармена. Режиссер — Элина Куликова;

— «Теодицея на минималках», интерактивный спектакль, исследующий поведение людей в социальных сетях. Режиссер — Полина Колозариди;

— «Северное сияние», спектакль-разговор о природе желания. Режиссеры — Елена Ненашева и Вика Привалова;

— «Здравствуй еще раз», исследование чувственности в цифровом пространстве. Авторы — Мария Пацюк, Евгений Зайцев;

— «Мы выйдем с собой погулять в лес», аудиопрогулка для одного. Автор — Фёдор Елютин, компания Импресарио;

— «Sender unknown», спектакль-конструктор, построенный на взаимодействии зрителей и загадочной посылки. Создатели — группа United Solitude UnLtd;

— «Робот Костя», чеховская «Чайка» в исполнении роботов. Автор — Иван Заславец;

— «Стая», онлайн-игра, проверяющая уровень ксенофобии зрителя в постапокалиптическом мире. Создатели — Анастасия Киреева, Никита Альтман, «Театр Живого Действия»;

— Перформативная конференция «Между прокрастинацией и акселерационизмом: актуальные поэтические практики в эпоху прекарного труда» — разговор об актуальной поэзии и современной гуманитарной теории. Автор — Роман Осминкин;

— «EMBODIED INTERNET», перформативное исследование взаимодействия тела и киберпространства. Авторы — Катя Бондарь, Аня Толстухина, Наташа Алексеева;

— «(Не)естественное», перформативная экоопера соучастия. Авторы — Юрий Сорокин, Анна Гилёва, Ню Симакина, Дима Ефремов;

— |общее место|, спектакль-playbook для одного зрителя. Авторы — Полина Кардымон, Элина Куликова.

Пандемийный опыт прошлого года подарил команде фестиваля важное знание — чтобы пригласить лектора из Америки, Австралии или Германии, не нужно покупать билеты на самолет, пытаться втиснуться в его график и ждать визу. Онлайн-лекции решают все эти проблемы. Сохранив этот подход в 2021 году, организаторы посвятили Просветительскую программу истории и современности перформанса. Часто элементы программы «Точки доступа» достаточно сложно атрибутировать: что из представленного в программе — театр, где начинается и заканчивается спектакль, можно ли говорить о сцене, если стоишь посреди леса? Программа рождена в попытке найти альтернативную теоретическую опору для того зрительского опыта, который фестиваль предлагает. Расписание и имена лекторов будут опубликованы позже на официальном сайте фестиваля.

Алексей Платунов: «Главное, с чем мы работаем — это не создание какого-то отдельного продукта или линейки продуктов, а создание среды. Просветительская программа позволяет нам погрузить зрителя в контекст, проработать ту или иную тему. Когда вы спрашиваете — что я только что посмотрел?! — ответом является серия лекций. Лаборатория же позволяет нам создать среду совместной интенсивной работы, которая потом приведет к результатам как ожидаемым (например, один из проектов Основной программы этого года вырос из Лаборатории 2019 года), так и совершенно непредсказуемым — посеянные семена могут прорасти в любом месте».

Подробное расписание и информация о билетах — на официальном сайте фестиваля: https://tochkadostupa.spb.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Мы выйдем с собой погулять в лес». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля)

Обсуждение закрыто.