Волшебный мир (о мюзикле как одном из ведущих направлений на Седьмом фестивале «Видеть музыку»)

Завершившийся на днях Седьмой фестиваль «Видеть музыку» (проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Президентского Фонда культурных инициатив), представляющий объективную картину происходящего в музыкальных театрах по всей стране, дал понять, что внимание к мюзиклу во многих региональных коллективах – все пристальнее. Что трудно было вообразить еще несколько лет назад, когда регулярно звучали слова про «не наш» жанр». Теперь картина совсем иная. Активно развивается общий уровень, как исполнительский, так и постановочный: большинство показанных спектаклей вполне можно назвать событием.

Примечательно, что все мюзиклы нынешней фестивальной афиши написаны отечественными авторами. В число самых репертуарных композиторов уверенно входит Евгений Загот – на фестивале было три его мюзикла: «Волшебник Изумрудного города», «Декабристы» и «Винил». «Волшебник» – недавняя премьера московского Театра юного актера, отличный образец масштабного «семейного» спектакля: яркая красивая сказка с настоящими чудесами, красавицей-колдуньей, обаятельным Людоедом и, конечно, харизматичной компанией главных героев. «Декабристы» Иркутского музыкального театра им. Загурского претендуют на «большой стиль» (несколько, впрочем, прямолинейно переданный режиссерски), а «Винил» Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла» под «маской» головокружительного драйва говорит на серьезные темы – не без иронии, что идет на пользу. Все три работы Загота отличает мелодичность, интересно придуманные музыкальные характеристики персонажей и тонкое понимание композитором эпох и стилей.

Регулярно появляется на сценах театров и музыка патриарха жанра Максима Дунаевского: из Ивановского музыкального театра на этот раз привезли его «Трех мушкетеров» – динамичный зрелищный спектакль, совсем не напоминающий знаменитый фильм, а Волгоградский музыкальный театр показал «Мата Хари. Любовь и шпионаж» (в столице некоторое время назад этот мюзикл шел с Ларисой Долиной в главной роли) – красивое романтичное действо в ретро-стиле. Есть в афише фестиваля и имена Александра Пантыкина («Бал воров» Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии), Марка Самойлова («Астрономия любви» Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова), Ефрема Подгайца («Бесприданница» Новосибирского музыкального театра), Андрея Кротова («Доходное место» Алтайского музыкального театра).

Анализируя сюжеты, послужившие основой для либретто фестивальных спектаклей, можно заметить, что композиторы и их соавторы (а затем и театры) берутся чаще всего за темы отвлеченные – то романтическая и приключенческая литература, то эксцентричные комедии, то истории, осмысляющие прошлое, далекое и не очень. А вот сегодняшний день почему-то не рассматривается. Хотя мюзикл изначально считался жанром, отзывающимся на текущую реальность. Поэтому хочется увидеть стремление к балансу: ретро – и современность, развлекательность – и серьез. Языком мюзикла можно говорить обо всем на свете.

Благодаря фестивальным показам удалось открыть многих региональных артистов, превосходно работающих в жанре и чувствующих его. Артистов, на чьи имена столичная аудитория уже пойдет в следующий раз. Причем такие открытия случаются вне зависимости от того, бывал ли уже театр в Москве или приехал впервые. Например, Санкт-Петербургский Театр музыкальной комедии приезжает в столицу регулярно – и каждый раз находит, чем – и кем! – удивить. На нынешнем фестивале коллектив показал авантюрную комедию «Бал воров» – и зрителей совершенно покорил молодой солист Роман Вокуев, сыгравший одного из главных героев, Гюстава, вора по профессии и романтика по жизни. Эффетная внешность, море очарования, прекрасный выразительный голос – Вокуев выделялся в неизменно сильном, как всегда у Музкомедии, актерском ансамбле, а его герой, несмотря на не самое благородное поведение, вызывал только симпатию. Похожая история и со спектаклем Новосибирского музыкального театра «Бесприданница»: ярче всех смотрелся герой, по идее «несимпатичный», но благодаря исполнителю интересный и привлекательный – Василий Данилыч Вожеватов у Кирилла Бедарёва очарователен, легок, ироничен, а его жесткость по отношению к иным «положительным» героям абсолютно логична и оправданна. Неспроста многие артисты очень любят играть злодеев и интриганов – авторы часто прописывают их богаче, а «отрицательное обаяние» воздействует на зрителя сильнее. Вот никого не оставил равнодушным Владимир Троценко из Ивановского музыкального театра, блестяще сыгравший Кардинала Ришелье в «Трех мушкетерах»: с первого появления и до финала этот умный, жестокий, проницательный и при этом пылкий и эмоциональный герой – энергетический и смысловой центр спектакля.

А вот Александр Куприн, сыгравший Тапёра, «лицо загадочное», в спектакле Волгоградского музыкального театра «Мата Хари. Любовь и шпионаж», побыл и положительным, и отрицательным героем – артист продемонстрировал не только отличный голос и владение жанром, но и чудеса перевоплощения, ведь по роли ему нужно было показать нескольких действующих лиц, от трагического сломленного русского офицера до коварной девушки-агента.

Однако не злодеями едиными. В спектакле Нижегородского камерного музыкального театра «Астрономия любви» звездами стали именно герои лирические: Дарья Куликова и Дмитрий Лазарев (Мона и Морин) показали и красивый, сильный вокал, и точно, объемно созданные образы. А в «Виниле» Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла» покорили Роман Дряблов и Вадим Рябушкин, сыгравшие друзей-стиляг, живущих музыкой – восходящие звезды жанра уже хорошо знакомы аудитории Петербурга, а теперь их полюбили и в столице. И, пожалуй, именно для артистов фестивальные показы оказываются важнее всего: ведь именно благодаря им, тем, кто на сцене, мы «видим музыку».

 

Алиса Никольская

 

 

Обсуждение закрыто.