Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

28 марта в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Главное здание) открывается выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» (куратор выставки —Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров; куратор Лейденской коллекции — Лара Ягер-Красселт). Впервые в России можно будет увидеть произведения одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века — Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан.

Рембрандт, Халс и Вермеер – знаковые фигуры голландского золотого века, внесшие выдающийся вклад в развитие искусства последующих веков. Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название собрания – Лейденская коллекция), супруги Каплан за сравнительно короткий срок собрали удивительную по художественной значимости подборку. Томас и Дафна Каплан приобрели практически все аутентичные живописные произведения Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке на протяжении последних 15 лет. И не только Рембрандта, но и многих его выдающихся современников. В наше время, когда произведения мастеров старого (классического) искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими давние исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике подборку картин Рембрандта, Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского, равно как и столь обожаемых ими многочисленных камерных произведений лейденских живописцев – представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).

На выставке можно будет познакомиться с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву» (эта картина — часть серии, другие работы из которой хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Музее Прадо в Мадриде и Музее Метрополитен в Нью-Йорке).

Представлена на выставке редкая работа Яна Вермеера Делфтского «Девушка за вёрджинелом». Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Многообразная панорама выставки включает работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым они делили в Лейдене одну мастерскую. Широко представлены работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников Рембрандта, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят крайне редкую картину, написанную Карелом Фабрициусом — «Явление ангела Агари». Это одна из 16 работ художника, которые дошли до наших дней.

Харлемский мастер Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители разных слоев общества, в том числе купцы, пасторы и военные. На выставке будут показаны «Портрет Самуэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».

Ценным дополнением экспозиции являются два рисунка с изображениями животных. Один из них, на котором представлен молодой лев, принадлежит Рембрандту, другой, «Голова медведя» – Леонардо да Винчи.

Выставка работает до 22 июля.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 12 (метро «Кропоткинская», «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина»)

Официальный сайт: http://www.arts-museum.ru/

(Иллюстрация: Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635. Холст, масло. 138×116,5. Фрагмент)

 

Обсуждение закрыто.