Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

5 марта в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Главное здание) открывается выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», подготовленная совместно с галереей Тейт (Лондон). Кураторы — Элена Криппа (Тейт) и Данила Булатов (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Экспозицию составят восемьдесят живописных и графических работ из собрания Тейт. Российская аудитория впервые познакомится с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни.

Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году для обозначения ряда выдающихся лондонских художников, в работах которых в центре внимания была человеческая фигура. Впоследствии его стали употреблять в основном применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке будут представлены еще четыре художника, чьи творческие и педагогические установки, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе, — это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.

Паула_Регу_Невеста_1994

В противовес абстракционизму и концептуализму мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи. Не стремясь следовать направлению развития актуальных художественных течений, эти художники видели свою задачу в передаче реальных, «жестоких» сторон жизни, в выражении чувственно-осязаемой действительности. Нагляднее всего это демонстрируют работы Дэвида Бомберга и его учеников – Франка Ауэрбаха и Леона Коссофа.

В центре внимания художников Лондонской школы оказалось человеческое тело; передаче его уязвимости и одновременно жизнеспособности посвящены многие работы художников. Невероятная тщательность наблюдения за моделью и психологизм портретов Люсьена Фрейда снискали ему славу «Энгра экзистенциализма»

Наряду с обращением к человеческой фигуре, для художников Лондонской школы характерен интерес к пейзажному жанру. Созданные ими образы Лондона связаны с личными историями и субъективным восприятием города, в метафорическом смысле они оказываются своеобразными экзистенциальными автопортретами их авторов. Живопись как глубоко автобиографический процесс – вот что интересовало представленных на выставке художников.

Художники Лондонской школы разрабатывали сложные сюжеты, уделяя особое внимание динамике и эстетике социальных отношений. Фрэнсис Бэкон неоднократно говорил о желании уйти от повествовательности, однако его работы представляют собой непрерывный рассказ о личной жизни, отношениях и потерях. Майкл Эндрюс и Р.Б. Китай, в свою очередь, создавали образы на основе литературных источников, фотографий и работ других художников.

Специально к выставке подготовлена образовательная программа: лекции кураторов проекта Элены Криппы (Тейт) и Данилы Булатова (ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также куратора, директора Галереи Уайтчепел (с 1988 по 2001 год), автора книг о Франке Ауэрбахе и Юэне Аглоу Кэтрин Лэмперт; историка театра, доктора искусствоведения Алексея Бартошевича; заведующей отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Александры Даниловой.

Кроме того, выставку будет сопровождать цикл дискуссий, подготовленный агентством Science.me. В дискуссиях примут участие ведущие российские ученые – специалисты по изобразительному искусству, поэзии, философии и социальной антропологи.

Выставка будет сопровождаться специальной образовательной программой для людей с инвалидностью, которая включает экскурсии на жестовом языке, тактильную экспозицию для незрячих и слабовидящих, а также диджитал-гиды на сайте музея и платформе IZI.travel.

Выставка работает до 19 мая.

Адрес Главного здания: Москва, ул. Волхонка, д. 12 (метро «Боровицкая», «Кропоткинская», «Библиотека имени Ленина»)

Официальный сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина: https://pushkinmuseum.art/

(Иллюстрация: Паула Регу Невеста 1994 © Tate © Paula Rego _ Courtesy Marlborough Fine Art)

 

 

Обсуждение закрыто.