Выставка «Код Коника» в Гостином дворе и галерее ВСЕКОХУДОЖНИК

27 марта в московском Гостином дворе открывается выставка «Код Коника» (организатор — Выставочное объединение ВСЕКОХУДОЖНИК при поддержке Площадки МосАрт), знакомящая всех желающих с творчеством Марка Александровича Коника (1938 — 2012), уникального живописца и одного из основоположников советского художественного проектирования середины XX века. Выставка состоит из двух частей. Основная экспозиция, включающая более сотни работ, расположится в Гостином дворе, а некоторые произведения художника можно будет увидеть в галерее ВСЕКОХУДОЖНИК на Фрунзенской набережной.

Произведения Марка Коника, окутанные таинственностью, привлекут любителей непостижимых загадок. Коника можно с полным правом назвать представителем «неофициального искусства» последней трети XX столетия, мирно сосуществовавшего в СССР с искусством, признанным государством. Представители этого направления обычно выполняли одобренные руководством художественные программы, занимая официальные должности в разных институциях: издательствах, союзах художников и тому подобное. И много работали «в стол», «для себя». Такова и творческая судьба Коника.

Дизайнер, сценограф, живописец, педагог, теоретик искусства Марк Коник посвятил свою жизнь зарождению и развитию в СССР программного средового дизайна, то есть, проектированию общественных пространств. Он принял эстафету от школы Баухауса и ВХУТЕМАСА, ездил в Германию и изучал традиции Баухауса на месте. Коник долгие годы руководил одной из групп Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования при Союзе художников СССР, которую чаще называли «Сенежская группа», так как базировалась она в одноименном Доме творчества СХ СССР под Москвой.

М_Коник_2005_Местные_о_м

Замыслы и разработки участников студии под руководством Коника, несмотря на свой новаторский подход и идейную революционность, были весьма востребованы в самых разных частях Союза, хотя до воплощения в жизнь большинства эпатажных для того времени проектов чаще всего было далеко. Но то, что дошло до нас, поражает своей актуальностью: оформление городских площадей, выставочных экспозиций, музеев и павильонов, – то, что называется «общественной средой». «Объект, дающий мне более всего впечатлений, – это по-прежнему город, как сценическая площадка жизни, ее мастерская…», – писал в автобиографии Марк Коник.

Характерная примета времени, – дизайнер Коник словно дистанцировался от живописца Коника: при жизни автора состоялась единственная его персональная выставка, приуроченная к 70-летию.

Вдохновляясь работами Пауля Клее – одного из столпов сюрреализма, и супрематизмом Казимира Малевича, художник-философ Коник свои произведения зашифровывал, «кодировал», перекладывал окружающую, зачастую унылую действительность на язык выразительного художественного образа. Более 250 живописных работ, созданных им за полувековой период творчества, можно разделить на несколько циклов: в начале расположился «азиатский» цикл (художник родился и жил в Ташкенте вплоть до землетрясения 1968 года) – яркие геометризованные люди-фигуры на фоне треугольников и ромбов-деревьев. А далее – беспредметный и фигуративный циклы, чередующиеся в наследии мастера. Геометрически выверенные городские пейзажи-ведуты и сюрреалистические композиции с помойками, обломками рухнувшей цивилизации, на которых блуждают потерявшиеся во времени и пространстве фигуры.

В Гостином дворе будут представлены, в основном, работы двух последних циклов, на Фрунзенской можно увидеть картины «азиатского цикла».

Выставка в Гостином дворе работает до 24 апреля, в галерее ВСЕКОХУДОЖНИК — до 29 апреля.

Вход на обе выставки свободный.

Адрес Гостиного двора: Москва, ул. Варварка, д.3, подъезд 16, этаж 2, зал 268 (метро «Китай-город», «Площадь Революции»)

Адрес галереи ВСЕКОХУДОЖНИК: Москва, Фрунзенская набережная, д. 10 (метро «Парк культуры»)

Официальный сайт галереи: https://vsekohudozhnik.ru/

(Иллюстрация: М. Коник. «Местные». 2005 г.)

 

Обсуждение закрыто.