Выставка «Модельер, которому верил Станиславский. К 155-летию Надежды Петровны Ламановой» в Московском Музее моды

8 июня в московском Музее моды открывается выставка «Модельер, которому верил Станиславский. К 155-летию со дня рождения Надежды Петровны Ламановой. Театральный костюм из коллекции Музея МХАТ».

Среди экспонатов выставки — около двадцати костюмов и платьев, выполненных под руководством Надежды Петровны Ламановой к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Анна Каренина» по эскизам Александра Головина. Особого внимания заслуживает платье из парчи и шелка Фру Юлианы, которую играла Ольга Книппер-Чехова в спектакле «У жизни в лапах» в 1911 году (в экспозиции также представлен портрет актрисы кисти Николая Ульянова). Платье Дездемоны из парчи, шелка, с отделкой тесьмой и галуном было смоделировано Надеждой Петровной для спектакля «Отелло» 1930 года. В 1937 году во МХАТе вышел спектакль «Анна Каренина», где для Аллы Тарасовой — Карениной были созданы шифоновый пеньюар, репсовое платье-чехол и костюм из шелка и хлопчатобумажной ткани. В шелковом платье-костюме от Ламановой и саржевой шляпке, декорированной лентой и перьями блистала в сцене «На скачках» Ангелина Степанова — Бетси Тверская.

На выставке также можно будет увидеть эскизы декораций и костюмов Александра Головина к спектаклям «Безумный день или женитьба Фигаро» 1927 года, «Отелло» 1930 года, фотографии несохранившихся костюмов и документы из фондов Музея МХАТ.

Надежда Петровна Ламанова родилась в обедневшей дворянской семье в Нижегородской губернии в 1861 году, и была старшей из пяти дочерей. Окончив восьмилетнюю гимназию, и московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой в 1883 году, стала работать закройщицей в известном модном ателье мадам Войткевич. Обладая удивительным чутьем и знанием строения человеческой фигуры, Надежда Ламанова умела виртуозно скрывать её недостатки. Владея в совершенстве искусством драпировки, маскировки, подчеркивая достоинства, она добивалась изумительных силуэтов в создании нарядов.

В двадцать четыре года Надежда Ламанова стала хозяйкой собственного ателье на Большой Дмитровке, которое через несколько лет приобрело статус Дома Моды. В 1898 году ей было пожаловано звание «Поставщик Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны», а в 1904 году Надежда Ламанова становится «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны».

В 1901 году друг семьи Константин Сергеевич Станиславский предложил Надежде Ламановой принять участие в создании костюмов для Московского художественного театра. Одной из первых ее работ стал спектакль «Вишневый сад», где она создала костюмы для исполнительницы роли Любови Раневской – Ольги Книппер-Чеховой. Под руководством Надежды Ламановой были выполнены костюмы к спектаклям «Женитьба Фигаро» и «Отелло» по эскизам Александра Головина, а также к спектаклям «У жизни в лапах», «Враги», «Тартюф», «Школа злословия», «В мечтах», «Анна Каренина».

В 1905 году известный живописец Валентин Серов написал знаменитый портрет Марии Николаевны Ермоловой, которая позировала ему в платье от Ламановой. Известно, что сама Надежда Петровна тоже позировала ему для своего портрета, но портрет остался незаконченным по причине смерти художника.

Октябрьская революция лишила 56-летнюю Надежду Ламанову почти всего. Из-за своего дворянского происхождения она попала в Бутырскую тюрьму, откуда была выпущена благодаря ходатайствам Максима Горького и других своих влиятельных друзей. Надежда Петровна смогла обеспечить себя и официальной работой — при ее непосредственном участии были созданы Мастерская современного костюма и первые швейные учебные заведения Советского Союза. В 1925 году Надежда Ламанова становится обладателем Гран-при на Всемирной выставке в Париже за платья в русском стиле.

Надежда Ламанова сотрудничала и с советским кинематографом. Под ее руководством и при ее участии выполнены костюмы известных и ставших уже классическими советских фильмов: «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938 год), «Цирк» Григория Александрова (1936 год), «Аэлита» Якова Протазанова (1924 год), «Поколение победителей» Веры Строевой (1936 год).

Но основным местом работы Надежды Петровны оставался МХАТ, где она работала как консультант до последнего дня жизни.

Выставка работает до 21 августа.

Адрес: Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, 1 подъезд (метро «Площадь Революции»)

Официальный сайт: http://um.mos.ru/museums/moda/

(Иллюстрация: Антонина (Ирина Вульф), спектакль МХАТ «Егор Булычев», 1934 год. Автор костюма Надежда Ламанова. Фото предоставлено пресс-службой музея).

 

Обсуждение закрыто.