Выставка «Русский авангард. ХХI век» в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес»

12 мая в московском ГУМе в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоится открытие выставки «Русский авангард. XXI век». На выставке представлены репродукции всемирно известных мастеров русского авангарда из собрания Третьяковской галереи, уникальный советский агитфарфор Императорского фарфорового завода, а также коллекция BOSCO «Олимпийские одежды», выполненная в конструктивистской стилистике, – новая официальная форма Олимпийской и Паралимпийской сборных России на Играх в Рио-де-Жанейро. Центром экспозиции станет легендарный фонтан, который превратится в объемную супрематическую конструкцию: его украсят геометрические фигуры насыщенных чистых цветов, а завершающим штрихом станет расположенная под сводами ГУМа абстрактная инсталляция. Обретут объем и произведения Казимира Малевича и Любови Поповой, которые разместятся на 1-й и 2-й линиях в виде многоплановых композиций, а коллекция агитфарфора предстанет в обрамлении ярких и лаконичных конструктивистских витрин. Связующим звеном «века нынешнего и века минувшего» станут образцы экипировки российских олимпийцев. Многофигурные композиции объединяют модели экипировки и геометрические элементы, выполненные в конструктивистской эстетике.

Искусство авангарда – одна из самых блистательных страниц в истории русской культуры. Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова работали над созданием новой художественной реальности, которая повлияла на индустрию и технологии XX века.

Представленные на выставке репродукции ключевых произведений из богатейшего собрания русского авангарда Третьяковской галереи позволят составить впечатление о таких направлениях искусства авангарда как супрематизм и конструктивизм.  Супрематизм будет представлен работами Малевича, среди которых – фигуративные и беспредметные композиции, рисунки, опубликованные в альманахе «Уновис» («Утвердители нового искусства»), и, конечно, непременный «Черный квадрат». Также можно будет увидеть беспредметные работы Ивана Клюна и Ольги Розановой, и плакаты в исполнении Ивана Червинко.

Значительную часть экспозиции занимает творчество Эль Лисицкого. Зрители смогут познакомиться с его «проунами» («проекты утверждения нового») – примерами объемного супрематизма, из которых впоследствии выросли проекты горизонтальных небоскребов, театральные макеты, а также плакатный, книжный и мебельный дизайн. «Фигурины» – еще один вид уникальных эскизов Лисицкого, представленный на выставке, – художественное оформление электромеханического проекта художника по мотивам оперы «Победа над солнцем» на музыку Михаила Матюшина и тексты Алексея Кручёных. Проект осуществлен не был, а сохранившиеся эскизы костюмов стали достоянием Третьяковской галереи.

Конструктивизм же представят «пространственно-силовые построения» и «живописная архитектоника» Любови Поповой, а также композиции Варвары Степановой и Александры Экстер.

Художественные принципы авангарда нашли свое отражение на стыке производства предметов быта и искусства, дав жизнь новому виду декоративно-прикладного творчества – агитфарфору. «Революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению», агитфарфор стал неповторимым знаком эпохи. Флагман производства «идейной» посуды – в то время уже всемирно известный завод под маркой ЛФЗ (Ломоносовский фарфоровый завод), а ныне Императорский фарфоровый завод – в годы советской власти превратился в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения». Лучшие образцы агитфарфора были созданы по эскизам Сергея Чехонина, Александры Щекотихиной-Потоцкой, Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Данько, а Николай Суетин не только создавал дизайн, но и на протяжении четверти века возглавлял творческий коллектив завода. В экспозицию вошли копии скульптур Данько, пепельниц и сервизов по эскизам Суетина, чашек и чайных комплектов, «спроектированных» Малевичем, и другие уникальные экземпляры.

Авангардное движение вдохновило и современных российских дизайнеров, разработавших коллекцию BOSCO «Олимпийские одежды». Отголоски живописи Александра Родченко отпечатались на принтах футболок и платьев, а переплетения геометрических фигур с оригинальных дизайнерских проектов Варвары Степановой для текстиля на «Олимпийских одеждах» превратились в фигуры атлетов, которые соревнуются на «олимпийских» толстовках и поло. Своеобразна интерпретация знаменитых рекламных шрифтов того времени: расположение принтов в форме мишени, расширяющейся от центра к краю. Именно в этой технике на куртках и аксессуарах олимпийцев написано слово «Россия», возвращающее к истокам создания бренда: в самых первых коллекциях BOSCO Sport название нашей страны было написано на русском языке. В плакатной стилистике авангарда 1920-х годов выполнена и капсульная коллекция футболок с эмблемами всех видов спорта, представленных на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.

Выставка работает до 30 мая.

Адрес: Москва, Красная площадь, д. 3 (метро «Площадь революции»)

Официальный сайт фестиваля «Черешневый лес»: http://boscofamily.ru/festival/

 

 

Обсуждение закрыто.