Выставка Уильяма Генри Фокса Тальбота «У истоков фотографии» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

6 февраля в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков) открывается выставка одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (куратор — Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии музея; куратор-консультант — Расселл Робертс, доктор, исследователь наследия Тальбота). На выставке будет представлено около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве.

Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия (греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Жак Манде Дагер, добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме. Работы из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845) включены в нынешнюю экспозицию.

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Выставка работает до 8 апреля.

Адрес Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков: Москва, ул. Волхонка, д. 14 (метро «Кропоткинская», «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина»)

Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина: http://www.arts-museum.ru/

(Иллюстрация: Библиотека. Лист VIII из альбома «Карандаш природы». 1841–1844. Калотипия. Бумага; соляная печать с бумажного негатива. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания © Science & Society Picture Library)

 

Обсуждение закрыто.