XI Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова

19-го мая спектаклем Джеймса Тьере «Рауль» (Компания Майского Жука, Франция) в Москве стартовал очередной Чеховский фестиваль, самое крупное театральное событие лета. Организаторы традиционно предлагают плотную разнообразную программу. Фестиваль продлится два месяца и завершится 14-го июля.

В Мировую серию на этот раз вошли как работы режиссеров, неоднократно сотрудничавших с фестивалем – Робера Лепажа, Мэтью Боурна, Жозефа Наджа, Дмитрия Крымова, Владимира Панкова, так и фигуры, появившиеся в афише впервые.

Уже несколько фестивалей подряд важную часть программы составляют хореографические спектакли (благодаря Чеховскому мы в разные годы посмотрели работы и Мерса Каннингема, и Начо Дуато, и Матса Эка). Много танца и в этот раз. Самые ожидаемые и интригующие работы – «Спящая красавица» Мэтью Боурна (Нью Эдвенчерз Продакшн, Лондон; 12, 13, 14, 15, 16 июня) и «Sho-bo-gen-zo» Жозефа Наджа (Национальный хореографический центр Орлеана; 18, 19, 20, 21 июня).

Мэтью Боурн, как всегда, не просто капитально переосмысливает всем известный сюжет, но создает собственную историю. Можно уверенно сказать, что в процессе просмотра спектакля о героях предстоит узнать много нового, а музыка Чайковского будет восприниматься совершенно иначе. «Спящая красавица» это изобретательное, стильное, ироничное зрелище, сумрачная сказка, фантазия о смене эпох и загадках нашего времени.

Название спектакля Жозефа Наджа переводится с японского как «Настоящий закон, сокровенный взгляд». Это спектакль-дуэт (сам Надж работает на сцене вместе со своей давней партнершей Сесиль Луайе), где необычайно интересно следить за взаимоотношениями персонажей, их развитием, где впечатляют каждый жест, каждая прожитая минута. Тонкая, красивая, поэтическая работа предельно насыщена эмоциями и никого не оставит равнодушным.

Поклонники жесткого, философского театра оценят визит немецкого режиссера Андреаса Крикенбурга. Его спектакль «Процесс» (театр «Каммершпиле», Мюнхен; 14, 15, 16 июня) изысканен по форме и предельно точен в понимании призрачного мира Франца Кафки. У «Процесса» оригинальное пространственное решение, а главный герой Йозеф К предстанет аж в восьми обличьях. Еще один немецкий режиссер, Давид Мартон, покажет работу «Небесная гармония» («Бургтеатр», Вена; 31 мая, 1 и 2 июня). Семейная хроника, в трактовке которой яркое актерское исполнение соединено с живой музыкой и оперным вокалом, завораживает необычностью и достоверностью.

В программу вошли два спектакля режиссера Владимира Панкова (оба сделаны как копродукция Чеховского фестиваля). «Синдром Орфея» (27, 28, 29, 30, 31 мая) поставлен в театре «Види-Лозанн» с русскими и французскими актерами. В спектакле соединяются тексты Жана Кокто и Владимира Маяковского и оригинальное музыкальное решение. Опера и джаз, танец и слово сплетены в необычную конструкцию. Как никто умеющий смешивать имеющиеся жанры и создавать новые, Панков экспериментирует и увлекает в свой мир. Чеховскую «Свадьбу» (Национальный академический театр имени Янки Купалы, Минск; 29 и 30 июня), водевильно-лихое и утонченно-печальное зрелище, в Москве уже видели, но желающих и в этот раз, несомненно, найдется много.

Есть у Чеховского фестиваля и московская программа. На этот раз она называется «Спектакли мастера и его учеников» и посвящена памяти Петра Фоменко. В афишу вошли как лучшие из идущих ныне постановок самого Фоменко, так и работы Сергея Женовача, Евгения Каменьковича, Ивана Поповски, Миндаугаса Карбаускиса, Николая Дручека.

Спектаклем-закрытием станет «Утопия» испанской Труппы Марии Пахес (8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 июля). Мария Пахес, хореограф и танцовщица фламенко, создает азартно-яркие и задумчиво-грустные постановки, каждый раз по-новому преподнося древний жанр. «Утопия» еще и это своего рода посвящение бразильскому архитектору Оскару Нимейеру, вдохновившему артистов на творческие поиски.

(Текст — Алиса Никольская. Иллюстрация — «Спящая красавица» Мэтью Боурна)

 

Обсуждение закрыто.