XIII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»

С 8 по 19 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XIII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Нынешний год — особый, это год 150-летия со дня рождения Сергея Дягилева, основателя художественной группы «Мир искусства», продюсера легендарных «Русских сезонов» в Париже, руководителя антрепризы «Русский балет Дягилева», апологета русского искусства за рубежом.
8 ноября на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова программу фестиваля откроет Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) со своей недавней премьерой «Дягилев. Сезоны» (автор идеи и режиссер-постановщик – Сергей Юнганс, хореограф-постановщик – Алексей Расторгуев, дирижер-постановщик — Николай Пикутский, художники-сценографы — Иван Мальгин и Елена Чипкова). Спектакль «Дягилев. Сезоны» стремится передать творческий дух дягилевской антрепризы — артистов, музыкантов и художников, через балет открывших миру русское искусство. Сюжет не воспроизводит буквально исторические события, а скорее раскрывает зрителям секреты и хитросплетения театрального закулисья талантливой труппы. В балете появляется и сам Сергей Дягилев. Однако, спектакль все же остается фантазией на тему, а не иллюстрацией фактов. Музыка также избегает прямых аллюзий: в балете используются произведения Антонио Вивальди и Фредерика Шопена. В спектакле соединились разные стили хореографии и режиссерское решение, основанное на сочетании яркого визуального образа, создаваемого декорациями, костюмами и световой партитурой, а также динамичными метаморфозами мизансцен. Балет будет представлен под живую музыку в исполнении якутских и петербургских музыкантов.

10 ноября на Новой сцене Александринского театра состоится еще одна премьера – театрализованная музыкальная программа «Бал-Маскарад», составленная из редко исполняемых произведений французских композиторов, сотрудничавших с «Ballets russes» Сергея Дягилева в 1920-е годы. Автор вечера и музыкальный руководитель — Алексей Гориболь, исполнители — Надежда Павлова (сопрано), Борис Пинхасович (баритон), Павел Коновалов (фортепиано), ансамбль солистов оркестра musicAeterna Владислав Песин, Алексей Жилин, Александр Быков, Георгий Мансуров, Талгат Сарсембаев, Павел Курдаков, Андрей Волосовский, Мария Федотова. Хореограф Максим Севагин специально для этой программы создает новый опус и представит танцевальный дуэт, поставленный на раннее произведение Эрика Сати для солистов МАМТ им. К. Станиславского и Вл.Немировича-Данченко. Его исполнят Анна Окунева и Полина Заярная.

Elena Lekhova Photography

16 ноября на Основной сцене Александринского театра – балет «Приказ короля» (Урал Опера балет; либретто и хореография — Вячеслав Самодуров и Богдан Королек, хореография — Вячеслав Самодуров, в спектакле занята вся труппа театра). Название «Приказ короля» носит один из почти забытых балетов Мариуса Петипа — хореографа, который считается основоположником классического русского балета, мастера пышных балетных феерий. Новый «Приказ» ничем не схож со старым: сценарий и хореография созданы вновь, музыку по заказу театра написал Анатолий Королёв, один из важнейших российских композиторов старшего поколения. Это эксперимент: применить рецепты конца XIX века к современному зрелищу, но ядро спектакля то же, что и в балетах прошлого — большие классические ансамбли на пуантах. Название и сам спектакль обращают ко времени Людовика XIV и версальских балетов-маскарадов, в которых король-танцовщик участвовал лично и монаршей волей превратил балетное ремесло в высокое искусство. Сказочная история о капитане и заколдованной принцессе — только начало длинной цепи ассоциаций, повод прихотливой театральной фантазии, исходный пункт путешествия, совершить которое зрителям посчастливится на спектакле «Приказ короля».

18 ноября состоится открытие межмузейного выставочного проекта в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства — выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы –Петербург Дягилева» (кураторы выставки — Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица, участники — Государственная Третьяковская галерея, Государственный
Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, ГЦТМ им. Бахрушина, Национальный музей музыки, Саратовский художественный музей, Музей Академии Художеств, Литературный музей им. Даля и другие музеи и частные коллекции). Выставка пройдет в Шереметевском дворце и будет посвящена сопоставлению двух феноменов: венецианского сеттеченто и русского Серебряного века.
Венеция занимает важнейшее место в культуре Петербурга. Амстердам и Венеция служили образцами при строительстве новой столицы Российской империи, ставшей символом русского европеизма. Хорошо налаженные связи с Венецией в XVIII веке постоянно расширялись: по приглашению императорского двора в Петербург приезжало множество венецианских художников, архитекторов, актеров, композиторов и музыкантов. Считается, что первым, кто назвал Петербург «Северной Венецией», был Теофиль Готье, восхитившийся его архитектурой в книге «Путешествие в Россию» 1867 года. Метафора прижилась не сразу. Только с фигурой Дягилева, его культуртрегерской деятельностью, с образованием журнала и объединения «Мир искусства», связан резкий переворот в русском искусстве и формирование Серебряного века, как называют расцвет петербургской культуры начала XX столетия. В Серебряном веке метафора Готье была воскрешена и поднята на щит художниками «Мира искусства»: Бенуа, Сомовым, Бакстом, Добужинским и другими. Именно «Мир искусства» взглянул на Петербург как на Северную Венецию.
Огромную роль в русском восприятии всего сеттеченто играла «История моей жизни» Джакомо Казановы. Художники, близкие Дягилеву, постоянно обращаясь к темам, связанным с Венецией, наполняли венецианским духом изображения как современного Петербурга, так и русского XVIII века. Интерес к венецианскому сеттеченто сильнейшим образом отразился не только в изобразительном, но и в сценическом искусстве. Импровизационная стихия комедии дель арте, а также творчество Гольдони и Гоцци стали источником вдохновения для театральных деятелей Серебряного века. Всеволод Мейерхольд был страстным поклонником итальянского драматурга Карло Гоцци. Он основал журнал «Любовь к трем апельсинам», выходивший в 1914 – 1916 годах, ставший художественным манифестом современного театра. Премьера драмы Лермонтова «Маскарад» в постановке Мейерхольда, состоявшаяся накануне буржуазной революции в феврале 1917 года, стала последней театральной премьерой Российской империи и Серебряного века. Спектакль ознаменовал последний роскошный всплеск петербургской культуры перед тем, как город утратил столичный статус, подобного всплеску культуры Венеции накануне ее заката.
К открытию выставки готовится театрализованный спектакль Антона Адасинского с участием артистов театра DEREVO, а также альбом-каталог с научными статьями и иллюстрациями. Выставка будет работать до 16 апреля 2023 года.

19 ноября фестиваль завершится балетной программой «Лабиринт» на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом». Новый проект продюсерской компании MuzArts соединяет в себе новаторство российской балетной культуры и международный опыт. В 4 одноактных балетах хореографов Юрия Посохова («Романтическая сюита»), Ольги Лабовкиной («Сияние»), Анны Щеклеиной («Нерв») выступят ведущие артисты балетной труппы Большого театра России: Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Денис Савин, Мария Виноградова, Алёна Ковалева, Ильдар Гайнутдинов, Виктория Брилева, Алексей Путинцев, Елизавета Кокорева, Артур Мкртчян, Анна Булукова, Александр Смольянинов. Хедлайнер программы – балет «Минотавр» в хореографии Патрика де Бана. В своем спектакле он исследует судьбу творческой личности в обществе через древнегреческие образы: Минотавр и его различные alter ego, Пасифая, Ариадна. В основу балета положен древнегреческий миф о Минотавре, а также его интерпретация, предложенная в 1949 году аргентинским писателем Хулио Кортасаром в пьесе «Цари». В его трактовке Минотавр из монстра превращается в метафору гениальной личности. «Минотавр — поэт, он не похож на других, он совершенно свободен внутренне, однако внешне эта свобода превращается в бесконечный лабиринт собственного одиночества и отрешенности от повседневной жизни». Балетмейстер согласен с трактовкой Кортасара. Драма разыгрывается между Минотавром, который одержим противоречивыми стремлениями, и Ариадной, которую влечет к Минотавру его незаурядность. Финал балета трагичен – Минотавр приносит себя в жертву, не желая обрекать Ариадну на существование в лабиринте. Художник по костюмам – Игорь Чапурин. За роялем – Андрей Коробейников.

 

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: https://www.diaghilev-ps.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Приказ короля». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля, автор — Елена Лехова)

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.