Летние путешествия «Геликон-оперы»

Лето давно перестало быть театральным межсезоньем. Многие коллективы делают перерыв на стационарной сцене, зато отправляются «в мир» — участвовать в многочисленных open-air-фестивалях. И, как показывает практика, оперные постановки и, например, симфонические концерты порой куда популярнее у зрителей, нежели привычные уже выступления музыкантов других жанров.

Московский музыкальный театр «Геликон-опера» – из тех, что путешествуют регулярно и успешно. Постоянные зрители помнят и роскошные показы спектаклей в Коломенском, на площади перед церковью Вознесения Господня, и участие театра в Фестивале искусств в подмосковном Клину, в пространстве гостеприимного Дома-музея Чайковского. Кроме того, третий год подряд геликоновцы – гости проекта «Русская опера у стен монастыря». Нынешним летом сразу два подмосковных города, Серпухов и Коломна, увидели недавнюю премьеру коллектива – раннюю оперу Сергея Рахманинова «Алеко» в постановке Ростислава Протасова и оформлении Валерия Кунгурова.

Алеко_хор_1

Алеко_Оля_1

Алеко_Петр_1

Алеко_Гужов

Изящный, камерный, напоминающий шкатулку с драгоценностями спектакль не утратил своего волшебства на огромной открытой площадке. Наоборот, возникли новые оттенки, новые смыслы в трактовке. Романтично, изысканно звучал оркестр под управлением Валерия Кирьянова, что-то нездешнее, неземное, словно из старинной легенды, читалось в музыке. А интонации природы и жизни вокруг красиво вплетались в рахманиновские мелодии, дополняя их.

Персонажи в многоцветных ярких одеяниях удивительным образом «вписались» в пространство бескрайнего Принарского парка в Серпухове и уютной площади Короменского кремля. Ведь можно везде найти свое место и почувствовать себя дома, а можно и острее ощутить собственное одиночество, как заглавный герой оперы, пылкий Алеко, или глубже проживать каждую секунду, как Земфира и Молодой цыган.

Алеко_хор_11

Алеко_хор_12

В_1

Алеко_Лариса

Поскольку хронометраж «Алеко» – всего час, второй частью вечера в обоих городах стал концерт из популярных оперных номеров. Ольга Щеглова – огненная Земфира из «Алеко» – перевоплотилась в нежную Иоланту, Лариса Костюк – печальная Старая цыганка – стала величественной Иоанной из оперы Чайковского «Орлеанская дева», Михаил Гужов напомнил о своем Борисе Годунове – эту партию он исполняет и на сцене «Геликона».

Фестиваль «Лето в Тобольском кремле» проводится Тюменским концертно-театральным объединением уже десять лет (нынешний стал юбилейным). И «Геликон» работает здесь второй раз. В прошлом году на сцене Дворца культуры «Нефтяник» в Тюмени геликоновцы сыграли свои давние репертуарные хиты – оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь» и «Кофейную кантату» И. С. Баха, а на открытой площадке в Тобольском кремле – оперу Умберто Джордано «Сибирь».

На этот раз в «Нефтянике» вновь звучала оперетта: геликоновцы привезли свой проект «КАЛЬМАНИЯ», театрализованную программу, собранную из номеров сочинений Имре Кальмана. Некоторые из них давно стали самостоятельными шлягерами, другие же малоизвестны вне целого произведения.

Ириша_Кальмания

Дедов_Кальмания

Кальмания_5

Солистам «Геликона» любой жанр доступен «на раз». Оперетта не исключение. От исполнителей невозможно было отвести глаз: Ирина Рейнард спалила зал арией Сильвы «Частица черта в нас», Максим Перебейнос очаровал центральной арией принца Раджами из «Баядеры», а Алексей Дедов мастерски показал печального старика-скрипача из оперетты «Цыган-премьер». В «Кальмании» нет сквозного сюжета, но динамичное, чарующе-чувственное, полное юмора зрелище получилось обо всем, что близко каждому – нежности и расставании, воспоминаниях и мечтах, надеждах и желаниях.

Опечалило только, что на показе «Кальмании» подвел звук: уникальные голоса солистов спрямлялись и порой оказывались лишены красок, а оркестр временами звучал приглушенно, словно находился в отдалении.

А на следующий день в Тобольском кремле (к счастью, порадовала погода – день оказался солнечным и ярким, да и со звуком на этот раз все было идеально) геликоновцы показали другую программу – «Калинка-опера» (режиссер – Илья Ильин), составленную из русских песен и романсов. И великолепные солисты, накануне рассыпавшие огненные искры в кальмановской музыке, показали романтику совсем иного рода. Можно было заслушаться знаменитым алябьевским «Соловьем» в исполнении Лидии Светозаровой, печальной казачьей «Ой, да не вечер…» у Петра Морозова, романсами Александра Варламова «Что мне жить и тужить» (Ирина Самойлова) и «Вдоль по улице…» (Максим Перебейнос). И строгие величественные стены одного из самых красивых российских кремлевских ансамблей идеально давали нужный для музыки атмосферный градус.

Вновь вместе с геликоновцами выступал Тюменский филармонический оркестр – молодой коллектив, умело и с энтузиазмом осваивающий непростые творческие задачи. И под виртуозным руководством Валерия Кирьянова, работавшего за дирижерским пультом оба фестивальных дня, звучание было превосходным, с пониманием музыкантами стиля и чуткостью к нюансам. А в «Калинка-опере» к ним присоединилась еще и Хоровая капелла Тюменской филармонии, исполнившая несколько номеров программы и добавившая собственных красок к общей картине.

Калинка_1

Калинка_4

Калинка_3

(Текст — Алиса Никольская)

(Фото с фестиваля «Русская опера у стен монастыря» — Алиса Никольская. Фото с фестиваля «Лето в Тобольском кремле» предоставлены пресс-службой Тюменского концертно-театрального объединения)

 

Обсуждение закрыто.