Летние путешествия «Геликон-оперы»
Лето давно перестало быть театральным межсезоньем. Многие коллективы делают перерыв на стационарной сцене, зато отправляются «в мир» — участвовать в многочисленных open-air-фестивалях. И, как показывает практика, оперные постановки и, например, симфонические концерты порой куда популярнее у зрителей, нежели привычные уже выступления музыкантов других жанров.
Московский музыкальный театр «Геликон-опера» – из тех, что путешествуют регулярно и успешно. Постоянные зрители помнят и роскошные показы спектаклей в Коломенском, на площади перед церковью Вознесения Господня, и участие театра в Фестивале искусств в подмосковном Клину, в пространстве гостеприимного Дома-музея Чайковского. Кроме того, третий год подряд геликоновцы – гости проекта «Русская опера у стен монастыря». Нынешним летом сразу два подмосковных города, Серпухов и Коломна, увидели недавнюю премьеру коллектива – раннюю оперу Сергея Рахманинова «Алеко» в постановке Ростислава Протасова и оформлении Валерия Кунгурова.
Изящный, камерный, напоминающий шкатулку с драгоценностями спектакль не утратил своего волшебства на огромной открытой площадке. Наоборот, возникли новые оттенки, новые смыслы в трактовке. Романтично, изысканно звучал оркестр под управлением Валерия Кирьянова, что-то нездешнее, неземное, словно из старинной легенды, читалось в музыке. А интонации природы и жизни вокруг красиво вплетались в рахманиновские мелодии, дополняя их.
Персонажи в многоцветных ярких одеяниях удивительным образом «вписались» в пространство бескрайнего Принарского парка в Серпухове и уютной площади Короменского кремля. Ведь можно везде найти свое место и почувствовать себя дома, а можно и острее ощутить собственное одиночество, как заглавный герой оперы, пылкий Алеко, или глубже проживать каждую секунду, как Земфира и Молодой цыган.
Поскольку хронометраж «Алеко» – всего час, второй частью вечера в обоих городах стал концерт из популярных оперных номеров. Ольга Щеглова – огненная Земфира из «Алеко» – перевоплотилась в нежную Иоланту, Лариса Костюк – печальная Старая цыганка – стала величественной Иоанной из оперы Чайковского «Орлеанская дева», Михаил Гужов напомнил о своем Борисе Годунове – эту партию он исполняет и на сцене «Геликона».
Фестиваль «Лето в Тобольском кремле» проводится Тюменским концертно-театральным объединением уже десять лет (нынешний стал юбилейным). И «Геликон» работает здесь второй раз. В прошлом году на сцене Дворца культуры «Нефтяник» в Тюмени геликоновцы сыграли свои давние репертуарные хиты – оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь» и «Кофейную кантату» И. С. Баха, а на открытой площадке в Тобольском кремле – оперу Умберто Джордано «Сибирь».
На этот раз в «Нефтянике» вновь звучала оперетта: геликоновцы привезли свой проект «КАЛЬМАНИЯ», театрализованную программу, собранную из номеров сочинений Имре Кальмана. Некоторые из них давно стали самостоятельными шлягерами, другие же малоизвестны вне целого произведения.
Солистам «Геликона» любой жанр доступен «на раз». Оперетта не исключение. От исполнителей невозможно было отвести глаз: Ирина Рейнард спалила зал арией Сильвы «Частица черта в нас», Максим Перебейнос очаровал центральной арией принца Раджами из «Баядеры», а Алексей Дедов мастерски показал печального старика-скрипача из оперетты «Цыган-премьер». В «Кальмании» нет сквозного сюжета, но динамичное, чарующе-чувственное, полное юмора зрелище получилось обо всем, что близко каждому – нежности и расставании, воспоминаниях и мечтах, надеждах и желаниях.
Опечалило только, что на показе «Кальмании» подвел звук: уникальные голоса солистов спрямлялись и порой оказывались лишены красок, а оркестр временами звучал приглушенно, словно находился в отдалении.
А на следующий день в Тобольском кремле (к счастью, порадовала погода – день оказался солнечным и ярким, да и со звуком на этот раз все было идеально) геликоновцы показали другую программу – «Калинка-опера» (режиссер – Илья Ильин), составленную из русских песен и романсов. И великолепные солисты, накануне рассыпавшие огненные искры в кальмановской музыке, показали романтику совсем иного рода. Можно было заслушаться знаменитым алябьевским «Соловьем» в исполнении Лидии Светозаровой, печальной казачьей «Ой, да не вечер…» у Петра Морозова, романсами Александра Варламова «Что мне жить и тужить» (Ирина Самойлова) и «Вдоль по улице…» (Максим Перебейнос). И строгие величественные стены одного из самых красивых российских кремлевских ансамблей идеально давали нужный для музыки атмосферный градус.
Вновь вместе с геликоновцами выступал Тюменский филармонический оркестр – молодой коллектив, умело и с энтузиазмом осваивающий непростые творческие задачи. И под виртуозным руководством Валерия Кирьянова, работавшего за дирижерским пультом оба фестивальных дня, звучание было превосходным, с пониманием музыкантами стиля и чуткостью к нюансам. А в «Калинка-опере» к ним присоединилась еще и Хоровая капелла Тюменской филармонии, исполнившая несколько номеров программы и добавившая собственных красок к общей картине.
(Текст — Алиса Никольская)
(Фото с фестиваля «Русская опера у стен монастыря» — Алиса Никольская. Фото с фестиваля «Лето в Тобольском кремле» предоставлены пресс-службой Тюменского концертно-театрального объединения)
Свежие комментарии