Мюзикл «Чаплин» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Каждый проект Театра музыкальной комедии неизбежно привлекает внимание: и новыми для зрителя именами и названиями, и принципиальной стилистической непохожестью на то, что делалось ранее, и высоким качеством исполнения. В начале нынешнего сезона в репертуаре театра появился американский мюзикл «Чаплин» (музыка и стихи Кристофера Кертиса, либретто Кристофера Кертиса и Томаса Меана) – грустная нежная история жизни одной из легендарных фигур мирового кинематографа. «Чаплин» покорил публику не только увлекательным сюжетом, мелодичной красивой музыкой с оттенками ретро и прекрасным подбором актеров, но и какой-то особенной, трогательной нотой. Не мелодраматичностью, нет. Другим. Неуловимым. Тем, что заставляет раскрываться навстречу увиденному.

Режиссер и хореограф Уоррен Карлайл создал легкое, изящное, психологически «прописанное» до нюансов зрелище. Яркие танцевальные сцены (вечеринки, съемки фильмов) сменяются почти статичными внешне, но невероятно напряженными эпизодами. Что дает соответствующую эмоциональную картину: головокружительное веселье резко переходит в печаль и боль, лирика – в почти «военные действия».

Очень интересен визуальный ряд спектакля. Сценография (художник Беовульф Боритт), на первый взгляд, проста, но мобильна, и мгновенные смены множества мест действия подчеркивают динамику происходящего. В противовес лаконичности пространства – роскошные костюмы (художники Эмми Кларк, Мартин Паклединаз). Все выдержано в приглушенных оттенках: серый, черный, коричневый. Цвет старых фотографий. Газетных листков. Кинопленки. И – по контрасту – финал с алой ковровой дорожкой, по которой Чаплин выйдет получать единственного в жизни «Оскара». У персонажей набелены лица: словно все здесь – «в роли». Все немного ненастоящие. У каждого есть амплуа, из которого не так-то просто выйти. Только Чарли, так удачно это амплуа для себя создавший, постоянно пытается вырваться за рамки.

Спектакль начинается мрачной сценой: маленькая фигурка Чаплина балансирует на канате, а люди внизу осыпают его колкими фразами. Так завершится и первый акт: создав свой образ, Чарли оказался в ловушке. Пытаясь «быть собой», он лишается собственного лица, спрятав его в чертах «маленького бродяжки» (здесь показателен эпизод рождения образа: готовясь к съемке, Чаплин надевает мешковатые штаны, приклеивает усы – и вот уже есть герой, которого узнают и полюбят, но за ним совсем не видно самого Чарли). .

Роль Чаплина досталась Евгению Зайцеву, хорошо знакомому поклонникам жанра по работам в Екатеринбурге и Москве. Чаплин – безусловно, прорыв для актера, новый уровень. Зайцев прекрасно передает сложный характер великого Чарли, в котором есть и открытость чувств, и амбиции, и жестокость, и сила, и одиночество. В первом акте Чаплин еще молод, он пробует и ошибается, он азартен и абсолютно счастлив. Во втором же, гораздо более драматичном, герой наравне с взлетами переживает и падения, наравне с любовью – ненависть врагов, наравне с признанием – забвение. Свои ключевые номера – «Я могу быть другим» в начале и «Где же ты, мой зритель», Зайцев исполняет мастерски.

Центральная фигура второго акта – журналистка Хедда Хоппер, жестоко отомстившая Чаплину и, по сути, разрушившая его карьеру. Анна Лукоянова играет ее железобетонной беспринципной «акулой», и в то же время ранимой и даже хрупкой женщиной. Соединение этих черт делает Хедду самым ярким женским персонажем спектакля. Именно она исполняет самый интересный номер второго акта. Великолепный вокал Лукояновой и актерская индивидуальность притягивают к ее Хедде сто процентов внимания зала.

Впрочем, незаметных работ в «Чаплине» нет. Очень хороши и Антон Авдеев (мудрый, открытый Сидни Чаплин, брат Чарли), Дмитрий Петров (продюсер Мак Сеннет), Мария Елизарова (темпераментная, любящая Уна О’Нил, последняя жена Чарли).

Мюзикл «Чаплин» это не только эффектно поданная биография великого артиста. Это жесткая и в то же время романтичная история о том, как талант может стать не только подарком, но и трагедией для его обладателя. О том, как важны для любого человека близкие люди, и как непросто порой складываются с ними отношения. Основной фактор новой работы театра – человечность. Это история про людей, и неважно, кто из них насколько знаменит.

(Текст — Алиса Никольская) 

Следующие показы спектакля – 14, 15 (15 и 19 часов), 17 декабря и 17, 18, 19 (в 13 и 19 часов) января

Адрес театра: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, дом 13 (метро «Невский проспект»)

Официальный сайт проекта: http://chaplinmusical.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.