Мюзикл «Мисс Сайгон» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Поклонники мюзиклов уже привыкли, что Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии раз в год-полтора выпускает работу «большого стиля», знакомя аудиторию со значимыми мировыми произведениями жанра. Премьера постановки «Мисс Сайгон» Клода-Мишеля Шёнберга/Алена Бублиля (авторов легендарных «Отверженных») переносилась несколько раз – в связи с известными окружающими обстоятельствами. Но в начале зимы спектакль наконец-то увидели зрители. И после премьеры можно сказать, что он стал одним из самых важных среди событий города и сезона.

Юрий Шварцкопф умеет идти на риск. Выбирать материал неожиданный – и при этом тот, что совершенно точно найдет дорогу к сердцу каждого человека. Название «Мисс Сайгон» не слишком известно широкой аудитории (хотя отдельные номера из него слышали многие). Да и сюжет довольно мрачный: война во Вьетнаме, тяжелые обстоятельства и душевные сломы у героев… Те, кто по-прежнему считает мюзикл «легким жанром», придут в смятение. Однако если переступить через страхи и прийти на спектакль – можно сделать для себя настоящее открытие.

У режиссера Корнелиуса Балтуса получилась масштабная — и интимная история, где соединились исторические факты — и жизнь, чувства нескольких людей (юной вьетнамской девушки Ким, ее возлюбленного – американского солдата Криса, его жены Эллен, несостоявшегося жениха Ким – Туи, шустрого пройдохи Инженера) на крупном плане. Японская художница Йоко Сеама создала пространство подробное, с множеством деталей – и условное, почти мистическое. Великолепное световое решение (Денис Солнцев) – именно через свет сделаны самые эффектные эпизоды. Например, завершение первого акта: Ким, ее маленький сын и Инженер перебираются через мостик, — решено в красно-оранжевых тонах, и кажется, что эти беззащитные существа вот-вот сгорят в огне войны. Или страшная сцена во втором акте, когда вьетнамцы рвутся на территорию американского посольства в надежде спастись: холодные белые лучи, зловещая тень вертолета… Апокалипсис.

МИСС САЙГОН Ким - Дарья Ким

В действие введены символические персонажи из восточного фольклора: дракон – воплощение радости и благополучия, и лиса-оборотень – эдакий злой рок, сулящий ужас и горе (неспроста во втором акте этот многохвостый зверь появится в ночных кошмарах Ким). При откровенно игровой природе этих существ не возникает ощущения «детской сказочки»: в них веришь, как в реальных.

Дирижер Алексей Нефёдов, неизменный музыкальный руководитель всех больших мюзикловых постановок театра, проделал великолепную работу с непростой музыкой, где автором соединены самые разные элементы – от восточных мотивов до военных маршей. Нефёдов – это безупречно выстроенная единая драматургия, создание атмосферы, внимание к деталям, не говоря уже о мастерстве и понимании жанра. Кроме того, Нефёдов придает музыке, имеющей очевидную привязку к времени, абсолютно сегодняшнее звучание. В первую очередь, благодаря ему вся история воспринимается про «здесь и сейчас».

Театр не изменяет своей традиции в каждый крупный проект брать новые лица. В «Мисс Сайгон» сразу несколько серьезных открытий. На роль главной героини принципиально рассматривались только совсем молодые актрисы, для которых Ким стала бы дебютом на профессиональной сцене. И для Дарьи Ким (удивительная перекличка фамилии исполнительницы и имени героини) участие в «Мисс Сайгон» стало звездным часом. Её Ким запоминается сразу. Нежная, изящная, с будто светящимся изнутри личиком, эта девушка смотрится инопланетным чудом в разгульной атмосфере клуба (а по сути – борделя) «Дримлэнд». Неудивительно, что уставший от войны Крис (Игорь Кроль), человек с погасшей душой, сразу же чувствует, что именно она подарит ему свет и тепло, в которых он так нуждается. Но очень скоро Ким преобразится: хрупкость и очарование останутся при ней, но добавятся мудрость и отчаяние. Она повзрослеет раньше времени, ощутит, что такое быть женщиной, матерью, как пережить горе одиночества и ужас разлуки, который страшнее ужаса войны. Дарья Ким на протяжении спектакля «взрослеет» и вокально, превосходно передавая голосом все перемены и переживания героини.

IMG_0432

Еще два новых имени для Музкома – Расул Усманов (оперный и мюзикловый артист из Астаны) и Роман Дряблов, работающий в театре «Балтийский дом». Усманов играет Туи, незадачливого жениха Ким, и их дуэты – очень сложные вокально и предельно насыщенные эмоционально. Туи далеко не ангел, он излишне горяч и оттого жесток. Но – он на самом деле любит Ким. И его драма ярко проступает благодаря молодому артисту. А Джон – друг Криса – у Романа Дряблова получился мужественным и благородным, настоящим героем рыцарских романов. Именно Джону достается трагическая ария-гимн «Буй-дой», открывающая второй акт.

Самая выигрышная – и вокально, и актерски – роль в «Мисс Сайгон» – Инженер, хозяин «Дримлэнда», прохвост и хитрюга, любитель «шика и блеска», мечтающий о красивой жизни в Америке (об этом – его ключевая ария «Американская мечта» во втором акте). В спектакле Музкома Инженера играет Марат Абдрахимов, артист с солидным мюзикловым багажом – это его первая работа на петербургской сцене. И – этим Инженером очаровываешься с первого взгляда. Да, беспринципный интриган, да, способен на обман и жестокость. Но, как говорится в поговорке – «не мы такие, жизнь такая». Инженер умен и прозорлив (и при этом по-детски эмоционален), одинаково свободно чувствует себя как в золоченом пиджаке, так и в лохмотьях. Это единственный персонаж, чье желание жить – и жить хорошо – настолько велико, что он нигде не пропадет. Конечно, он заботится прежде всего о себе. Однако – по сути, он честнее и даже благороднее иных «правильных» героев. Марат Абдрахимов, артист-сияние, обладатель невероятно мощного «кошачьего» обаяния и красивого, гибкого голоса, делает своего Инженера ярчайшей звездой спектакля.

Мисс_Сайгон3

Украшение спектакля – признанные звезды жанра Наталия Диевская и Елена Газаева. У Диевской небольшая роль Джиджи, красотки-танцовщицы из «Дримлэнда», но у нее один из самых проникновенных номеров «Кино в моих мечтах», огонек романтики в душно-порочной атмосфере клуба. А Эллен Газаевой, сильная, любящая, потерянная от количества тайн и груза переживаний – один из камертонов второго акта.

«Состояние войны» стало для всех нас почти обыденным. У каждого – свои сражения, свое поле боя. Только бы остаться человеком, несмотря на все это. И как же важно, что музыкальный театр, поход в который часто воспринимают как чистое развлечение, напоминает нам об этом.

 

(Текст — Алиса Никольская)

(Фото предоставлены пресс-службой театра. Автор — Мария Ковалева)

Ближайшие спектакли — 30 и 31 января, 26, 27 и 28 февраля, 10, 11, 12 и 13 марта, 22, 23, 24 и 25 апреля.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 13 (метро «Гостиный двор», «Невский проспект»)

Официальный сайт театра: http://web.muzcomedy.ru/

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.