Недожитая жизнь (размышления о номинации «оперетта/мюзикл» фестиваля «Золотая Маска – 2022»)

Ситуация с опереттой/мюзиклом на центральном российском театральном фестивале продолжает оставаться непростой и вызывать двойственные чувства. Сколько бы ни проходило времени, и как бы ни обстояли дела в плане развития жанра. С одной стороны, в этом году случилось невиданное количество номинантов – целых восемь спектаклей (для конкурсного раздела, давно существующего на правах «нелюбимого дитяти», это очень много). Безусловно, минувший сезон выдался богатым на удачи, и игнорировать их было бы странно. Хотя промашки у экспертного совета все же были – не замечены как важные спектакли (например, «Кабаре» Новосибирского театра «Глобус»), так и отдельные персоналии (почему-то в «Мисс Сайгон» Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии не отмечен дирижер Алексей Нефедов, чья работа не только важнейшая составляющая спектакля, но и серьезное достижение в миюзикловой картине сезона, а в «Одолжите тенора» Театра музыкальной комедии из Екатеринбурга в номинацию не попал режиссер Антон Музыкантский). С другой – есть определенные вопросы к итоговому распределению наград.

Главными фаворитами конкурса стали два спектакля: «Шахматы» (Театральная компания «Бродвей Москва» и Театра МДМ) и «Антигона» (Театр-Театр из Перми) – они получили по три приза. «Шахматы», центральное событие столичного мюзиклового сезона, награждены абсолютно закономерно. Евгений Загот, тонкий знающий музыкант, получил премию как лучший дирижер. Радостно и за артистов: Анастасию Стоцкую (дучшая женская роль), создавшую образ роковой, гордой, скрывающей в сердце печаль и одиночество Флоренс Васси, и Александра Боброва (лучшая роль второго плана), сыгравшего сложного, конфликтного и по-детски трогательного Фредди Трампера.

А вот с «Антигоной» все гораздо сложнее. Да, это серьезный, на высоком уровне сделанный спектакль: сложная, многоуровневая музыка Ольги Шайдуллиной (награжденной за лучшую работу композитора в музыкальном театре), вдумчивая режиссура Романа Феодори, блестящие актерские работы Альберта Макарова и Эвы Мильграм – все вместе производит сильное впечатление. А окружающие обстоятельства еще больше заострили происходящее на сцене, придав ему особую актуальность. Но. К мюзиклу спектакль не имеет никакого отношения. Этого не скрывают и его создатели – на вопрос, как «Антигона» попала именно в эту номинацию, не раз звучал ответ «а куда его еще?». Подобная позиция выглядит как минимум странно. И награждать за «лучший спектакль в мюзикле» работу, мюзиклом не являющуюся, нечестно по отношению к жанру.

Пожалуй, самым сложным был выбор среди лучших исполнителей мужских ролей: список включал большую часть нынешних мюзикловых звезд – Марат Абдрахимов, Кирилл Гордеев, Иван Ожогин – и отличных артистов из региональных театров. Премию получил Евгений Елпашев за роль Макса Гербера в спектакле «Одолжите тенора» – и можно порадоваться за него. Обладатель красивого «легкого» голоса и комедийного дарования, Елпашев удачно создал центрального персонажа этой истории, очаровательного недотепу, способного в экстремальной ситуации проявить и ум, и талант, и упорство в борьбе за собственное счастье. И сам спектакль, изящная, умная комедия положений, сочетающая ретро-стилистику и современность мотиваций – одно из самых заметных событий конкурса: на высоте и оркестр под управлением Антона Ледовского, и актерский ансамбль, и режиссерское решение (для Антона Музыкантского это дебютная работа в российском репертуарном театре).

Специальным призом жюри отметило спектакль «Семейка Аддамс» Тюменского Большого драматического театра – с формулировкой «За ансамбль и освоение новых жанров». Действительно, коллектив впервые выпустил мюзикл – и получилось зрелище вполне себе бродвейское: стильное по режиссуре (Дарья Борисова), восхитительно-эффектное по визуальному ряду (Мария Утробина), огненное по хореографии (Ирина Кашуба). Яркая, ироничная и смешная готическая сказка порадовала и заставила обратить на театр внимание. Все бы хорошо, но есть серьезная проблема – вокал. Вернее, его отсутствие. Сегодня немало примеров, когда в драматическом театре ставят мюзиклы, и удачно решают этот вопрос. Здесь же откровенное непопадание в ноты и невладение голосом портило впечатление от качества всего остального. Исключением стали Софья Илюшина – Мортиша и Дарья Терешина – Венсдей, продемонстрировавшие отличное исполнение и осмысленное отношение к музыке.

Совсем без наград остались четыре спектакля. И если в случае с тяжеловесными, пафосными «Декабристами» Музыкального театра им. Н. М. Загурского (Иркутск) или грубовато сделанным и неважно спетым «Путешествием муравьишки» петербургского театра «Зазеркалье» это вполне объяснимо, то за петербургских же «Мисс Сайгон» и «Дорогого мистера Смита» откровенно обидно. «Мисс Сайгон» – без преувеличения, подвиг Театра музыкальной комедии. Не просто крупный проект, безупречный по всем параметрам, от виртуозного музыкального решения до каста, открывшего нескольких молодых артистов и по-новому показавшего опытных, и завораживающего сеттинга. Но – предложение зрителю через жанр подумать о трагических, страшных событиях. Сегодня мюзиклы серьезные, откровенные на российской сцене появляются нечасто – тем ценнее работа Музкомедии. А «Дорогой мистер Смит», первый мюзикловый опыт в стенах театра «Приют комедианта» – прелестная, как цветок, романтическая история «с двойным дном», придуманная и поставленная с таким вкусом и тонкостью, что даже не с чем сравнить.

Дабы все же закончить «за здравие», надо признать, что реальное состояние жанра и взгляд на него через призму фестиваля уже не так далеко отстоят друг от друга, как было еще пару лет назад (и тем более раньше). Но – еще есть куда стремиться. Путь предстоит длинный.

Алиса Никольская

 

 

 

Обсуждение закрыто.