Первый всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

С 27 сентября по 4 ноября в Москве впервые пройдет фестиваль российских музыкальных театров «Видеть музыку». На этот масштабный смотр приедут коллективы из Екатеринбурга, Иркутска, Ростова, Краснодара, Кузбасса, Санкт-Петербурга, республик Саха (Якутия), Бурятии, Дагестана, Башкирии, а также Республик Крыма и Карелии. В афише фестиваля — оперы, и балеты, мюзиклы и спектакли на стыке жанров.

Фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров (АМТ) — это попытка создать пространство, в котором театры из разных концов страны взаимодействуют, обмениваются опытом, решают общие проблемы и задачи, формируют среду профессионального общения.

На фестивале театры-члены АМТ представят работы, выпущенные в течение последних двух сезонов, которые сами коллективы считают важнейшими в своем сегодняшнем художественном арсенале. Таким образом, фестиваль попытается отразить актуальное состояние жизни музыкальных театров страны во всей его максимальной полноте. Еще одной особенностью фестиваля станет отсутствие конкурса и распределения наград. Театры не будут соревноваться друг с другом. Единственной наградой фестиваля станет премия «Легенда», вручаемая за многолетнее служение музыкальному театру.

Георгий Исаакян, президент АМТ: «Этот фестиваль возник из четкого понимания, что в нашей огромной стране есть целый материк музыкального театра, который совершенно не известен столичной публике. Поэтому мы  решили создать фестиваль-панораму, на котором покажем тот реальный музыкальный театр, который сегодня есть в России. Наш принцип отбора — это «никакого отбора»: каждый театр-участник представит тот спектакль, который  на данный момент считает для себя программным. Таким образом сложится общая картина сегодняшней театрально-музыкальной России. Для театров-участников это станет шансом осознать себя частью большой театральной системы, показать свои постановки столичным зрителям и критикам, получать анализ (возможно, и нелицеприятный, но безусловно доброжелательный) своего репертуара и состояния творческих составляющих театра на круглых столах и в рамках обсуждений спектаклей профессиональным сообществом. Фестиваль «Видеть музыку» создан именно для того, чтобы удовлетворять эти, жизненно важные, потребности современных российских музыкальных театров».

Спектакли фестиваля «Видеть музыку» будут представлены на всех основных оперных сценах Москвы: Большого театра России, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой Оперы», «Геликон-оперы», Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, Детского музыкального театра имени Наталии Сац, театра «Московская Оперетта».

Откроется фестиваль гастролями Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» на Новой сцене Большого театра. Коллектив покажет семь спектаклей, как для детей, так и для взрослых, включая недавние премьеры — «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (27 сентября) и «Газета, или Брак по объявлению» Г. Доницетти (29 сентября).

Еще одни гости из Петербурга приедут ближе к завершению фестиваля — Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» покажет две работы: очаровательную мелодичную оперу Ж. Бизе «Искатели жемчуга» (27 октября) и яркий, близкий по жанру к мюзиклу спектакль «Не только любовь» на музыку Р. Щедрина (28 октября), оба в постановке художественного руководителя театра Юрия Александрова — режиссера, известного любовью к музыкальным раритетам и умением нестандартно трактовать оперные сюжеты.

Опер, пожалуй, в афише фестиваля больше всего. И разброс названий велик. От хорошо известных зрителю названий — таких как «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта (необычную версию самой загадочной оперы композитора создал Георгий Исаакян в Музыкальном театре республики Карелия — постановку можно увидеть 28 сентября) и «Тоска» Дж. Пуччини (роскошный масштабный спектакль режиссера Юрия Лаптева представит 3 ноября Бурятский академический театр оперы и балета) до редкостей (например, Ростовский музыкальный театр привезет постановку «Женитьбы» М. Мусоргского по одноименной пьесе Н. Гоголя — ее можно посмотреть 1 ноября, и одноактные оперы «Маддалена» С. Прокофьева и «Дневник Анны Франк» Г. Фрида — их покажут в один вечер, 2 ноября).

Частый гость в Москве, Свердловский академический театр музыкальной комедии, на этот раз привозит работы «с французским акцентом»: экспериментальный арт-проект «Анри» (автор либретто, постановщик и хореограф Лариса Александрова) о жизни великого художника Тулуз-Лотрека (3 октября) и «два часа в кабаре» с эффектным названием «Се ля ви» в постановке Кирилла Стрежнева (4 октября).

Конечно, московские театры будут не только принимать гостей, но и представлять собственные спектакли в рамках фестиваля. Так, Большой театр 30 сентября покажет «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза в постановке Петера Штайна — первое сценическое воплощение грандиозного произведения на этой сцене. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко выбрал для фестиваля «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (режиссер — Александр Титель) — стильную, веселую фантазию о любви и волшебстве (12 октября); «Геликон-опера» — «Евгения Онегина» П. И. Чайковского (7 октября), легендарный спектакль К. С. Станиславского, поставленный в 1922 году его студийцами в Леонтьевском переулке и воссозданный Дмитрием Бертманом, но не как «музейный экспонат», а как живое, сегодняшнее зрелище; Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского — нежную романтичную «Лису-плутовку» Л. Яначека в режиссуре Михаила Кислярова (26 октября); «Новая Опера» — спектакль камерного хора «Черное» в постановке Алексея Вэйро (28 октября); Детский музыкальный театр имени Наталии Сац — балет «Синяя птица» (9 октября) на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца в хореографии Кирилла Симонова.

Не обойдется на фестивале и без премьер. Например, театр «Московская Оперетта» сыграет один из спектаклей первого блока нового мюзикла «Анна Каренина» (композитор Роман Игнатьев, автор либретто Юлий Ким, режиссер-постановщик Алина Чевик) в рамках фестиваля — это будет 13 октября, а Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац 14 октября покажет работу «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко (режиссер-постановщик — Георгий Исаакян, музыкальный руководитель и дирижер — Эндрю Лоуренс-Кинг).

Запланирована на фестивале и специальная программа. Это мастер-классы, лаборатории, круглые столы и дискуссии, в которых примут участие ведущие деятели современного музыкального театра страны и Европы.

Завершится фестиваль 4 ноября торжественным гала-концертом. В знаменитых сценах из опер и балетов, мюзиклов и оперетт встретятся солисты театров, порой находящихся в тысячах километров друг от друга. Трагические и каскадные, смешные и возвышенные, лирические и фарсовые сцены будут сменять друг друга, раскрывая все богатство и красоту российского музыкального театра. Кульминацией вечера станет вручение премии «Легенда».

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте Ассоциации музыкальных театров: http://amuzteatr.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Анри» Свердловского академического театра музыкальной комедии. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля).

 

 

Обсуждение закрыто.