Премьера мюзикла «Джекилл & Хайд» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Этот проект был одним из самых ожидаемых и зрительским, и профессиональным сообществом. Предполагалось, что он сменит на сцене театра ставший легендарным «Бал вампиров». Тем более что, несмотря на кардинальное отличие и в теме, и в музыкальной стилистике, масштабом он не уступает, а состав исполнителей на девяносто процентов – из «Бала». Премьера показала, что театр попал «в десятку»: новый спектакль впечатляет и визуально-постановочной мощью, и мастерством музыкального руководителя (Алексей Нефедов, кажется, способен на любые подвиги), и яркими, точно и умело выстроенными актерскими работами.

Мюзикл Фрэнка Уайлдхорна на российской сцене никогда не шел (существует версия московского театра Моссовета, но это в большей степени драматический спектакль с музыкальными номерами, сделанный по другим законам). Сложно сконструированная мрачная история, где соединяются элементы мистики и психологической драмы, требует от исполнителей как недюжинного вокального мастерства, так и актерской силы. Коллектив петербургского «Джекилла» блестяще освоил все поставленные задачи.

На постановку был приглашен венгерский режиссер Миклош Габор Кереньи (Керо), с которым театр уже сотрудничал раньше – правда, на материале оперетты. Практически вся постановочная команда пришла вместе с режиссером. Русскую адаптацию текста сделал Алексей Франдетти, актер и режиссер мюзиклов, прекрасно чувствующий жанр и разбирающийся во всех тонкостях, что очень важно для такой работы. В итоге текст как максимально точно передает смысл первоисточника, так и удачно соединяется с музыкой и «помогает» вокалистам.

В «Джекилле» множество мест действия, и художник Черс Кел сумел и соблюсти определенную условность, не уйти в быт, и обозначить и мрачные лондонские улицы, и уютный дом доктора Джекилла, и «Красный Паб» – место работы Люси Харрис. А художник по свету Петер Шомфаи мастерски передает переходы от светлого мира доктора Джекилла к кровавой бездне, где властвует страшный мистер Хайд.

Изначально доктор Джекилл представляется человеком определенного возраста, с жизненным опытом. Однако в спектакле эту роль доверили молодому артисту Кириллу Гордееву (для него это первая работа такого масштаба). И Гордеев полностью убеждает в правильности выбора. Молодость придает образу Джекилла какой-то острый щемящий трагизм. И благодаря такому герою на первый план выходит романтическая линия. Джекилл-ученый полон сил и наивен при всем своем уме, ему на самом деле хочется сделать мир лучше. И в эксперимент с сознанием он бросается с отчаянием, свойственным только молодым людям, верящим, что уж они-то точно все смогут. Тем страшнее видеть слом этого Джекилла, когда он понимает, что происходящее бесповоротно вышло из-под контроля. А безбашенный Хайд получается у Гордеева обаятельным настолько же, насколько и пугающим. Неудивительно, что Люси Харрис темная сторона доктора завораживает едва ли не больше, чем светлая. Партия Джекилла/Хайда огромна по величине и объему, и Гордеев прекрасно справляется со сложным материалом.

Очень яркими получились в спектакле женские персонажи: невеста Джекилла Эмма Кэрью и «красотка из бара» Люси Харрис. Эмма Веры Свешниковой – решительная «девушка с характером». Она готова отстаивать свою любовь перед всем миром, и мало найдется желающих перечить ей. И вокально партия Эммы идеально подходит Свешниковой. У Елены Газаевой Эмма – хрупкая, нежная, как бабочка. Ее хочется оберегать, и очень страшно видеть, как, любя Джекилла, Эмма чувствует себя все более одинокой.

Люси Харрис Наталии Диевской – роскошная, усталая, чувственная настолько, что кружится голова. Все мужчины города могут принадлежать ей, стоит только бросить взгляд из-под ресниц, но ей хочется настоящих чувств, которых в ее жизни никогда не было. А Люси Агаты Вавиловой неуютно чувствует себя в атмосфере кабака, она словно бы попала сюда случайно. В этой Люси больше слабости, нежности, грусти. Обе актрисы очень интересно и по-своему отыгрывают основную тему роли: чувства к Джекиллу, ставшие лучиком света, соломинкой, робкой верой в то, что бесконечный мрак может смениться ясным небом. И у Диевской, и у Вавиловой великолепные голоса, а отличающаяся вокальная манера позволяет по-разному воспринимать образ.

Джон Аттерсон у Александра Суханова – человек-сила, человек-трагедия. Он распахнут эмоционально, пропускает через себя все происходящее с лучшим другом, переживает все события вместе с ним. И, убивая в финале Джекилла, он словно бы убивает себя: непонятно как жить и после такого поступка, и после случившегося с другом. У Константина Китанина Аттерсон более сдержанный, закрытый, как истинный англичанин. Он верный друг, готовый оказаться рядом, но не в его возможностях что-то изменить, повлиять на бедового доктора Джекилла, и он это понимает.

Эффектными получились персонажи второго плана: компания великосветских лордов и леди выглядит одновременно комично и устрашающе (чего стоит одна только Манана Гогитидзе – леди Бэконсфилд: роскошный наряд, мягкое обаяние, и железобетонные интонации; эта дама может быть прелестной, а может раздавить каблуком кого угодно).

Премьерой «Джекилла и Хайда» Театр музыкальной комедии в очередной раз продемонстрировал умение осуществлять проекты высочайшего уровня. И чувствовать сегодняшний день: страшная сказка об отчаянном докторе-идеалисте звучит как вполне современная история об одиночестве, потребности в дружбе и любви, разрушительной силе «общественного мнения» и безумном ритме жизни огромного города, где все лица сливаются в массу, и любые черты растворяются в тумане.

(Текст — Алиса Никольская)

(Иллюстрация: сцена из спектакля. Автор фото — Владимир Постнов)

Ближайшие спектакли — 16, 17, 18 января.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 13 (метро «Гостиный двор», «Невский проспект»)

Официальный сайт театра: http://web.muzcomedy.ru/

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.