Премьера спектакля «Bajki. Сказки для взрослых» в Санкт-Петербургском театре Эстрады имени Аркадия Райкина

Осенью в афише Санкт-Петербургского театра Эстрады имени Аркадия Райкина появился необычный спектакль «Bajki. Сказки для взрослых», созданный Независимым театральным проектом.  Идейные вдохновители  спектакля  — Илья Архипов и Богдана Менгер-Молодовская. Если Богдана Менгер-Молодовская — новое имя для города, то режиссер-постановщик Илья Архипов, можно сказать, птенец сцены, приютившей проект. Он из «гальчат» — выпускников курса  Юрия Гальцева и как актер уже давно знаком зрителям театра Эстрады, возглавляемого его мастером. Первая слава пришла к Илье после травестийной роли Оливии/Майкла в «Шоу для настоящих леди» — вольном парафразе знаменитой голливудской комедии «Некоторые любят погорячее». Затем были запоминающиеся работы в спектаклях «Шуры-Муры», «Кабаре «Медведь», «Когда мы были молодыми». Именно в этих постановках молодой артист показал, как тонко он чувствует  жанр кабаре. А теперь, уже как режиссер, обращается именно к нему в «Байках», добавляя приставку «фолк».  Европейский фольклор, страшные  средневековые сказки и мистические баллады, позднее волновавшие умы как английских романтиков, так и гениев модерна, положены в основу спектакля. Любопытно, что сейчас современное искусство переживает очередной виток интереса к такого рода первоисточникам, теперь на уровне современных арт-медиа: когда смотришь «Байки», спектакль рождает ассоциации и с практически одноименным сериалом «Страшные сказки», и с диснеевской «Малефисентой», и с запустившими эту моду «Братьями Гримм» Терри Гиллиама. В своей работе Илья Архипов, Богдана Менгер-Молодовская и команда придерживаются тех же принципов, что и их голливудские коллеги: основой становится визионерский визуальный ряд, выдержанный в атмосфере знаменитых работ Чюрлёниса. И вообще, именно литовское искусство, от пластических экспериментов Гедрюса Мацкявичюса до метафорических спектаклей Эймунтаса Някрошюса, можно назвать стилистическим фундаментом постановки. Сегментарная композиция «Баек» состоит из десяти частей, каждая из которых не является инсценировкой конкретного произведения, а иллюстрирует какой-то архитипический сюжет, что ясно даже из названий: «Майская ночь», «Водяной», «Прялки». Практически любая из них — это небольшая философская зарисовка на темы жизни и смерти, а так же того, что может встретить нас в потустороннем мире: невеста ждет жениха, и он возвращается к ней, но из могилы; дочь оказывается на распутье между любовью к Водяному и мирской привязанностью к собственной матери.

1 (465 из 244)

Герои спектакля, как правило, стоят на пороге трудного, порой экзистенциального выбора, но в итоге — ответственность за него лежит в глубине самой личности, а не тех мистических сил, что подтолкнули ее к конфликту. Артистам «Баек» удается раскрыть образы своих персонажей не столько через слово, которое тут органически вплетается в музыкально-поэтическое полотно спектакля, сколько через сопряженное с ним пластическое решение. Режиссер по пластике, известный театральный хореограф Ирина Ляховская, в этот раз работает в нескольких плоскостях: основные декорации спектакля — это многочисленные канаты, позволяющие артистам быть не только на сцене, но и над ней, а иногда и под. Эти канаты создают ощущение нестабильности, таинственности и близости потустороннего  мира. Нить, плетение — вообще ключевой символ спектакля. Это и красные клубки в руках прядильщиц, заставляющих вспомнить и о богинях Парках, и о макбетовских ведьмах, это и венки на головах актеров, круглые формы которых напоминают о бесконечности земного круговорота, о постоянной победе витальности над тленом.

1 (512 из 244)

Хочется отметить, что по качеству исполнения в «Байках» все участники проекта задают себе очень высокую планку, которую не всегда ставят перед собой даже репертуарные монолиты. Не давая себе поблажек, не кокетничая перед зрителями тем, что по сути это дебютная работа на большой сцене, берут заданную высоту, выпустив работу, которую театральным специалистам можно судить по серьезному счету современного пластического и синтетического театра. И в тоже время «Байки» расширяют границы репертуарной политики театра в очень интересном, еще не охваченном направлении готического черного романа, который совершенно неожиданно оказывается более чем уместным на этой сцене.

(Текст — Мария Овчинникова)

(Иллюстрации — сцены из спектакля. Фото предоставлены пресс-службой театра Эстрады).

Ближайший показ — 22 декабря.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная, д. 27 (метро «Невский проспект»)

Официальный сайт: http://www.estrada.spb.ru/

 

Обсуждение закрыто.