Премьера спектакля «Белый. Петербург» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Первые зрители увидели эту работу минувшей осенью. За год пребывания в репертуаре «Белый. Петербург» стал очень важным событием для театра. Благодаря как своей уникальности – ничего подобного и по музыкальной стилистике, и по смысловому наполнению – раньше в Музкоме не было, так и высокому уровню. Спектакль уже отмечен несколькими премиями «Золотой Софит» и номинирован на «Золотую Маску», где, несомненно, окажется среди фаворитов.

Создавался спектакль долго и непросто. И ожидания максимально оправдали себя: «Белый. Петербург» оказался работой сильнейшей по всем параметрам. Музыкальный материал, написанный специально для театра композитором Григорием Фиртичем, стал последним большим сочинением мастера. Фиртич соединил здесь несколько стилей и техник – от величественного симфонизма до камерной романсовости. Дирижер (и музыкальный руководитель спектакля) Андрей Алексеев виртуозно работает с музыкой, подчеркивая и строгость, и печаль, и иронию, заложенные автором.

За основу взят один из самых значимых литературных произведений о городе – «Петербург» писателя-символиста Андрея Белого. В романе сочетаются исторические реалии и конкретные судьбы, факты и переживания, философия и мистика. Известный либреттист Константин Рубинский выстроил жесткую конструкцию, где множество небольших, разных по атмосфере эпизодов складываются в объемную картину, и создал яркие, эмоционально насыщенные тексты для номеров.

Трагическая атмосфера задается сразу же: ансамбль поет радостное «снег-то какой белый». Но в тексте проскальзывает число – девятое января, тысяча девятьсот пятый год. И за беззаботным шествием к «доброму царю-батюшке» наблюдаешь с ужасом: ведь через пару минут все эти красивые молодые люди будут по очереди падать под выстрелами. И снег уже – красный. Конечно, в спектакле есть и романтичные, и откровенно сатирические веселые номера – но общее чувство неумолимости бытия, хрупкости жизни останется основным.

Сценограф Олег Головко придумал мобильное пространство, состоящее из нескольких двигающихся стен. Благодаря немногим деталям, видеопроекциям и эффектному световому решению, на сцене мгновенно воссоздается множество мест действия – от столовой в доме сенатора Аблеухова до бальной залы, от мрачного трактира, где встречаются террористы-заговорщики, до строгого зала заседаний сената. А еще – возникает сильнейшее ощущение призрачности города, где возможно все что угодно.

Белый.Петербург@Владимир Постнов (9)

Для опытного режиссера Геннадия Тростянецкого «Белый. Петербург» первая работа в музыкальном театре. И – необыкновенно удачная. Тростянецкий очень внимательно взаимодействует с музыкой, ювелирно выстраивает актерские работы (режиссеру свойственен этот пристальный разбор, и здесь условность происходящего и абсолютная достоверность характеров и эмоций персонажей дает сильный эффект).

Центр спектакля – конечно, семейство Аблеуховых. Виктор Кривонос играет сенатора Аблеухова высокомерным «хозяином жизни», привыкшим, что весь мир принадлежит ему. Он отгородился от реальности стенами своих уютных апартаментов, сверканием золотого мундира. А реальность в итоге обрушится на него со всей силой, и причинит немало переживаний. Николенька Аблеухов Владимира Садкова поначалу – манерный красавчик в кудряшках, напоминающий французского маркиза с глянцевой открытки. Он улыбается, порхает, в шутку (ну, почти) ругается с отцом за традиционным утренним кофе. И – лихо и зло руководит компанией веселых хулиганов на Невском, наряжается в карнавального призрака, чтобы пугать и эпатировать окружающих. Он совсем не глуп и не пуст, нет. Этот чуть нарочитый образ поначалу необходим – персонаж раскрывается постепенно, с каждой новой сценой. Ведь позже Николенька, по глупости согласившийся совершить преступление против отца, переживает страшный слом (его ария во втором акте – едва ли не самый трагичный и эмоционально сильный номер в спектакле).

Белый.Петербург@Владимир Постнов (4)

Превосходных актерских работ здесь много. С первого выхода запоминается Игорь Шумаев – его террорист Дудкин, жестокий, отчаянный и одновременно возвышенный, стремится завладеть миром, но остается человеком. Именно ему принадлежит один из наиболее впечатляющих номеров – наотмашь, резко звучащая ария о власти и людях, о мире, которым надо управлять. Примечательно, что вторую часть этой арии «подхватит» Аблеухов-старший – властелин мира «с другой стороны». А «важная особа» Липпанченко получился у Александра Круковского чистым Мефистофелем. Таким почти поэтом зла, беспринципным, не имеющим внутренних рамок. Он словно соткан из тяжелого воздуха, прорисован в мрачных каменных стенах, возникая в секунду и так же исчезая – и успевая сотворить очередную зловещую интригу.

«Белый. Петербург» мужской спектакль. Тем заметнее в нем немногие женские образы. Героини здесь романтичные и сильные, эксцентричные и очаровательные. Анна Аблеухова (Ольга Лозовая), жена сенатора и мать Николеньки, появляется ближе к финалу, покоряя монологом о горестной своей судьбе. Софья Лихутина (Юлия Москаленко) – легкомысленная любительница кружить головы, которая после всего, что с ней случится, сильно изменит взгляды на жизнь. Любопытно, что обе героини поют один и тот же дуэт – нежнейший, в стиле любовной баллады. О самом важном – близости любимого человека, тоске и ужасе одиночества в огромном городе, не таком пугающем, когда рядом есть кто-то. Анна поет этот номер с сенатором, Софья – с мужем Сергеем, единственным, кого она любит на самом деле.

«Белый. Петербург» — о городе, которого нет, и о людях, которые есть. До этого момента столь значительного, многослойного, смыкающего и историю, и сегодняшний день спектакля о Петербурге ни в одном театре города не было. А теперь, чтобы прочувствовать воздух Петербурга, узнать и очевидные, и тайные его стороны, осознать, «твой» это город или «чужой», достаточно оказаться в зрительном зале Музкома.

(Текст — Алиса Никольская)

(Иллюстрации — сцены из спектакля. Фото предоставлены пресс-службой театра. Автор фото — Владимир Постнов)

Ближайшие показы — 23 и 24 декабря, 13 и 14 января.

Адрес: Санкт-Петербург, Итальянская ул., д. 13 (метро «Гостиный двор», «Невский проспект»)
Официальный сайт: http://muzcomedy.ru/

 

 

 

Обсуждение закрыто.