Премьера спектакля «Клоп» в Санкт-Петербургском театре эстрады имени Аркадия Райкина

В начале марта в афише Театра Эстрады им. А.Райкина появился спектакль «Клоп» по мотивам знаменитой пьесы Владимира Маяковского. Постановщиком стал молодой режиссер Илья Мощицкий. По времени премьера практически совпала с выходом книги популярного литературного критика и публициста Дмитрия Быкова «Тринадцатый апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях». Как читается в самом названии книги, Быков давно и плотно занимающийся исследованием жизни Маяка (именно так, иронически, он называет заглавного героя в статьях), особое место отводит театру и театральности в творчестве и жизни поэта. Пьесе «Клоп» уделяется отдельное внимание как ключевому произведению. И вот что любопытно, — спектакль Ильи Мощицкого во многом перекликается с тем, как Быков видит ее современное воплощение. А он считает это возможным только после реанимации текста с помощью прививки сегодняшним днем. Подобной реанимации, по мнению литературоведа, Маяковский подвергает и главного героя Присыпкина, перенося его с помощью невольной криозаморозки на несколько лет вперед из нэпмановского прошлого в коммунистическое будущее. Но как раз конкретные исторические вехи в спектакле не обозначены. Временная среда в нем условна, хотя композиционно два периода, в которых разворачиваются события пьесы, жестко разграничены, контрастны друг другу, прежде всего визуально. И тут стоит вспомнить, что Маяковский, художник по образованию, призывал взрывать «зону комфорта» обывателя с помощью радикальных зрительных образов, каким была, например, знаменитая желтая кофта. В тоже время, именно сейчас люди все больше общаются не с помощью слов, но с помощью картинок, несущих в себе информационный код,— подтверждением тому необычайная популярность сети Instagram. Так и Мощицкийс помощью пресыщенного визионерского ряда, подавляющего собой текст пьесы, делает основой своего спектакля не историю приспособленца, а конфликт между современным клиповым сознанием и линейным мышление будущего.

Клоп_2

Первое действие спектакля— условное настоящее, решенное в эстетике Вивьен Вествуд. Место действия — глобальная помойка-барахолка, заселенная чумоватыми панками. На их фоне главный герой в исполнении Кирилла Петрова выглядит даже слишком опрятным. И вполне закономерно, что шоумен и тамада Олег Баян, которого играет Алексей Шильников, как Люцифер интегрирует его в местный ад. Апофеозом становится «красная свадьба» главного героя, породняющая его с королевами безвкусицы — парикмахерской дочкой Эльзевирой (Алена Кухоткина) и ее мамашей (очень любопытная травестийная роль Игоря Ярошевича). Кстати, забавный пример случайного осовременивания: это безумное действо под музыку Stromae рождает ассоциации не с комсомольскими трендами почти столетней давности, а с одноименной сценой в «Игре Престолов». С ней бракосочетание Присыпкина может смело конкурировать по количеству трупов, организованных его брошенной возлюбленной Зоей Березкиной. В исполнении Алены Савастовой Березкина обладает сексуальной харизмой Анджелины Джоли. Превратившись после попытки самоубийства из нежного цветка в мстительную Лару Крофт, она заливает свадьбу бензином и поджигает, бросив в новобрачных и их гостей гранату. Парочка пожарных, приезжающих тушить пламя и не забывающих постить в Instagram фото с хештэгом #сноважжем, заливают пепелище водой, давая Присыпкину непредвиденную «путевку в будущее»: он пьяный замерзает в получившемся ледяном кубе.

Клоп_1

Во втором действии героя размораживают через несколько тысяч лет. На смену захламленности приходит стерильная чистота. В белом пространстве единой массой передвигаются одетые в одинаковые белые одежды и черные парики жители некого космополиса. У них даже нет своего голоса, весь текст безэмоционально звучит за кадром и наложен на монотонную музыку Дмитрия Саратского. Нужно сказать, что после колоритной вакханалии первого действия, второе тяжело воспринимается как публикой, так, кажется, и самими актерами. Первым очень сложно переключиться с клиповой нарезки на статическую картинку. Да и, честно признаться, рядовой зритель театра Эстрады, как правило жаждущий отдохнуть после трудного дня, пока с трудом воспринимает эксперименты в стилистике Андрия Жолдака. Вторым, эстрадным актерам, выученным в любой ситуации быть яркими индивидуальностями, не просто дается приведение к общей обезличенности. В выигрыше тут оказываются только исполнители главных ролей. Алене Савастовой, меняющей витальность героини боевика на скандинавскую сдержанность Алисии Викандер в Ex Machina, удается показать, как проваливается попытка превратить человека в мертвый корпус, если внутри него есть любовь и сострадание. А Кириллу Петрову легко существовать на контрасте — его герой вызывает автоматическое сопереживание: пусть он «клоп», но зато чуть ли не единственное живое существо в мире пластмассы. И Быков так же пишет об этом перевертыше зрительского сознания: то, что во времена Маяковского казалось идеальным будущим, в наше время принимает черты антиутопии, в которой главный герой превращается из маленького человека в фигуру гамлетовского масштаба. Разделяя два времени, доводя их изображение до плакатности, так близкой автору «Клопа», Мощицкий дает понять, что любая крайность, переизбыток красок или их полное отсутствие, одинаково губительны для личности и нивелируют ее до уровня букашки. Но вот, что делать с этим знанием и станет ли панацеей золотая середина, — вопрос, на который в самом спектакле ответа нет. Как впрочем, нет его и в современном искусстве, построенном на визуальном шоке, одним из отцов-основателей которого как раз и был футурист Маяковский.

(Текст — Мария Овчинникова)

(Иллюстрации — сцены из спектакля. Автор фото — Оксана Ковтун)

Ближайший показ — 4 июня.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная, д. 27 (метро «Невский проспект»)

Официальный сайт: http://www.estrada.spb.ru/

 

Обсуждение закрыто.