Премьера спектакля «Поругание Лукреции» в театре «Новая Опера»

26 и 27 апреля, 27 июня в московском театре «Новая Опера» пройдут премьерные показы спектакля «Поругание Лукреции». Это первая в столице постановка выдаю­щейся оперы Бенджамина Бриттена, продолжающая «английскую линию» в репертуа­ре театра: ранее здесь шли диптих «DIDO» (его вторая часть — «Дидона и Эней» Генри Пёрселла) и «Поворот винта» того же Бриттена. Режиссер — Екатерина Одегова, музыкальный руководитель и дирижер — Ян Латам-Кениг, дирижер — Александр Жиленков, художник — Этель Иошпа, художник по свету — Тимофей Ермолин, драматург — Михаил Мугинштейн. Премьера является частью программы Года музыки Великобритании и России — 2019, которая проводится Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.

Лукреция_НО

Опера Бриттена была впервые первые поставлена на Глайндборнском фестивале 1946 года (дирижер — Эрнест Ансерме). Либретто Рональда Данкана основано, прежде всего, на одноименной драме Андре Обе (1931); также использованы отдельные мотивы поэмы Шекспира. Трагедия римской матроны Лукреции, обесчещенной троюродным братом ее мужа, Секстом Тарквинием и покончившей с собой во искупление позора, веками привлекала внимание историков, философов, теологов, деятелей искусства. В литературе дань теме отдали Овидий, Данте Алигьери, Джефри Чосер, Уильям Шекспир, в изобразительном искусстве — многие великие художники Возрождения и Барокко (от Боттичелли, Дюрера, Тициана, Тинторетто до Рубенса и Рембрандта). Более десяти картин на эту тему создал Лукас Кранах старший. Художников волновали, преимущественно, два момента драмы — само самоубийство Лукреции, а также клятва над ее гробом и призыв к мщению. Опера Бриттена написана сразу после Второй мировой войны, принесшей страдания десяткам миллионов людей и поставившей под сомнение саму возможность искусства («Писать стихи после Освенцима — это варварство», — Теодор Адорно). Вот почему мотив клятвы над гробом в опере отсутствует: ведь скоро придет «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна).

«Поругание Лукреции» — знаковое произведение в творчестве композитора. В ней задействованы всего восемь певцов и тринадцать инструментов в оркестре. И, хотя ему пришлось обратиться к камерной опере скорее из-за финансовых причин, Бриттен очень ценил этот жанр: «Она [камерная опера] дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».

Екатерина Одегова: «Поругание Лукреции» — шедевр по форме и содержанию. Гений Бриттена создал «Страсти» человека ХХ века (еще один пример – «Царь Эдип» Стравинского). В отличие от Баха и Стравинского, Бриттен концентрирует великую проблематику и духовную энергию пассионов (самого мощного трагического жанра, рожденного христианской культурой) в невероятно интимную, камерную форму».

Ян Латам-Кёниг: «Музыка «Лукреции» – возможно, одна из самых прекрасных вещей, написанных Бриттеном. Из-за этого сочетания классицизма и глубокой эмоциональной драмы его первую камерную оперу просто невозможно пропустить».

Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж» (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: http://www.novayaopera.ru

 

 

 

Обсуждение закрыто.