Российская национальная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартует 29-я «Золотая Маска» — самый крупный и авторитетный конкурс-смотр российских спектаклей всех жанров. Время проведения фестиваля вернулось к допандемийному графику: «Золотая Маска» традиционно пройдет с февраля по апрель.

Афиша фестиваля в этом году чуть менее объемна, чем обычно (в основной конкурсной программе участвуют 50 театров из 17 городов), да и не все спектакли смогут приехать в Москву. Тем не менее, на долю столичного зрителя придется немало интересного.

Список в драматическом конкурсе, как всегда, наиболее масштабный. В «большой форме» одиннадцать названий: здесь лидирует режиссер Петр Шерешевский, выпустивший в минувшем сезоне несколько серьезных, оригинальных работ. На премию номинированы «Атилла» – яростная история о вожде гуннов по тексту Евгения Замятина («Чехов-центр», Южно-Сахалинск; 15 февраля и 13 апреля; будет показан на своей сцене), «Мария Стюарт» – современное переосмысление трагедии двух королев (Московский ТЮЗ, 12 и 24 февраля, 8 и 25 марта, 7 апреля) и перенесенный в стилистику 90-х годов ХХ века шекспировский «Макбет» (Драматический театр, Новокузнецк; 2 марта). Санкт-Петербург представлен двумя работами — «Материнским сердцем» по рассказу Василия Шукшина в постановке Андрея Могучего с грандиозной актерской работой Нины Усатовой (БДТ им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург; 8 и 9 февраля, 7 и 8 марта; будет показан на своей сцене) и изящным ироничным спектаклем Бориса Павловича «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (Театр Ленсовета, Санкт-Петербург; 28 марта). Из региональных номинантов стоит обратить внимание также на «Морфий» эксцентричного режиссера Антона Фёдорова, решенный в жанре психоделической фантазии (Театр драмы им А. С. Пушкина, Псков; 24 марта) и на версию толстовского романа «Каренин А», героев которого постановщик Роман Габриа переместил в недалекое советское прошлое (Большой драматический театр, Тюмень; 18 апреля).

Семь названий номинировано в драме «малой формы». Среди них – две работы одного из самых серьезных режиссеров среднего поколения Андрея Прикотенко, разными средствами исследующие тему трагического и страшного одиночества взрослых людей: «Серотонин» (театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург; 25 и 26 марта) и «Анна Каренина» (театр «Старый дом», Новосибирск; 12 февраля и 15 апреля; будет показан на своей сцене). Кроме того, в конкурсе фантасмагория «Ребенок» Антона Фёдорова (Камерный театр, Воронеж; 21 и 22 марта), документальный спектакль о жизни шахтеров и их семей «Куб» (Молодежная студия-театр «Доминанта», Губаха; 1 марта), спектакль-песня на пятерых мужчин «Евангелие от бардов» (театр «Новая драма», Иркутск; 3 и 4 марта) и две московские работы – «Капитал» камерного театра «Среда 21» (16 и 17 февраля, 21, 22, 30 и 31 марта) и «Shoot / Get Treasure / Repeat» Мастерской Брусникина/театра «Практика» (14 и 15 марта, 5 апреля).

В оперной категории на этот раз семь спектаклей-номинантов, в балетной – четыре. Оперный конкурс разнообразен по форме и стилю: например, среди московских участников как многофигурный и многослойный «Мертвый город» в постановке Василия Бархатова («Новая Опера», 17 и 19 марта), ставший абсолютным хитом прошлого сезона, так и современная опера «Curiosity» (Электротеатр Станиславский; 31 марта, 1 и 2 апреля), главный герой которой – марсоход. Среди региональных номинантов в первую очередь заслуживают внимания тонкий, предельно эмоциональный «Евгений Онегин» Владиславса Наставшевса (Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь; 2 марта) и копродукция Дягилевского фестиваля (Пермь) и «Дома Радио» (Санкт-Петербург) «De temporum fine comoedia» – бесстрашная эффектная интерпретация мистерии Карла Орфа дирижером Теодором Курентзисом и режиссером Анной Гусевой. Поклонникам балета же, безусловно, стоит увидеть великолепную «Катарину, или Дочь разбойника» (Театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, Красноярск; 21 марта) – восстановленный по фрагментам описаний и отдельным номерам старинный балет, впечатляющий роскошью и изяществом.

Как всегда, самое необычное, что создается театральными средствами, собрано в номинации «Эксперимент». На этот раз туда вошли пять интересных камерных работ, и все они объединены очень искренним подходом к теме. «Лес. Ангелина» (часть большого проекта из Санкт-Петербурга, «спектакля-грибницы» «Лес», придуманного и воплощенного режиссером Борисом Павловичем) – моноспектакль, где актриса Ангелина Засенцева соединяет тексты философа Владимира Бибихина и размышления о собственной жизни (фестивальные показы пройдут в пабе White Eagles 2 и 3 апреля). «Аэлита. Инвентаризация» (Молодежный театральный центр «Космос», Тюмень; 3, 4, 5 и 6 апреля) – исследование личной истории автора, Аэлиты Садретдиновой, через мир простых предметов. «Коми-пермяцкий проект: Улетают птицы. К реке» (театральная компания «немхат», Пермь; 6, 7, 8, 9, 10, 11 апреля), выросший из серии экспедиций – попытка фиксации будничных событий и возможность понять жизнь отдельного народа. «Детство. Коромысли. Глава 3» (Международный театральный фестиваль «Толстой», Тула, и Лаборатория современного искусства, Новосибирск; 20 и 21 марта) – продолжение цикла режиссера Полины Кардымон и ее команды, через фольклорные песнопения изучающих связь традиций и современности. «Петя и волк» (Бинарный Биотеатр, Москва; 1 апреля) – новая работа яркого представителя театрального андеграунда Василия Березина; как он сам формулирует, это «необыкновенное путешествие по сказке».

Маленькая_серенада_фотограф_Игорь_Желнов_5

Категория «оперетта/мюзикл» радует удачным выбором и количеством: в ней шесть названий, и это очень разные, важные для «картинки» жанра спектакли. Московских работ две – «Кабаре» Театра Наций в постановке Евгения Писарева с Александрой Урсуляк и Олегом Савцовым в главных ролях (8, 9, 10 и 11 марта), и «Онегин» Театра на Таганке, поставленный Алексея Франдетти (7 и 8 марта, 14 и 15 апреля). Регионы представлены ведущими театрами, работающими в жанре: Театр-Театр из Перми покажет «Трех товарищей» на музыку Евгения Загота (11 и 12 апреля), Новосибирский музыкальный театр – стильного романтичного «Великого Гэтсби» (4 апреля), а Театр музыкальной комедии из Екатеринбурга – сложную, удивительно красивую «Маленькую серенаду» Стивена Сондхайма (18 апреля), последнюю работу худрука театра, легендарного режиссера Кирилла Стрежнева. Санкт-Петербург представлен экстравагантным, необычным по форме спектаклем «Вишневый сад» режиссера Елены Павловой (Независимый театральный проект); в рамках фестиваля «Вишневый сад» покажут 24 марта в пространстве Александринского театра.

С 26 февраля по 14 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс» (кураторы – Александрина Шаклеева и Екатерина Рябова), включающая экспериментальные и неординарные спектакли из городов России. На этот раз в нее вошли восемь постановок. Три из них – хоррор-опера «Три страшных сестры» Театра ТРУ из Санкт-Петербурга (26 февраля), «Город Эн» Малого драматического театра – Театре Европы (число уточняется) и история для единственного зрителя «Моя комната» МТЦ «Космос»/Арт-группы KREATORZ из Тюмени (27 и 28 февраля, 1 и 2 марта) – можно будет увидеть на «родных» сценах. А пять других, в том числе «Озор» Мирнинского театра режиссера Елизаветы Бондарь (14 марта) и «Житие Спиридона Расторгуева» Няганьского ТЮЗа в постановке Филиппа Гуревича (27 февраля), где через соединение прозы и вербатима раскрываются темы жизни и любви, окружающих обстоятельств, власти и свободы, насилия и ненависти, приедут в Москву.

В десятый раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (она стартует 14 марта, продолжится 15, 17, 18, 19 и 20 марта). Кураторы Алексей Гончаренко и Олеся Кренская отобрали восемь спектаклей, демонстрирующих максимальное разнообразие тенденций нынешнего театра как для самых маленьких, так и для «почти взрослых». Ко второй категории как раз относится спектакль, которым откроется программа — «Здесь был Кай» Казанского ТЮЗа. Это жесткая и печальная версия сказки о Снежной Королеве, придуманная драматургом Екатериной Тимофеевой и режиссером Артемом Устиновым: для авторов главной темой стало исчезновение людей и переживание потерь в сегодняшнем мире. Поклонникам спектаклей для семейного просмотра наверняка понравится добрая нежная история «Кот и Мурлик» по книге Юрия Бурносова и Татьяны Глущенко (Театр куклы, актера, маски «Арлекин», Омск), а любителям серьезных тем – «Поход в Угри-Ла-Брек» постоянного гостя фестиваля Красноярского ТЮЗа (а имя молодого режиссера Мурата Абулкатинова стоит запомнить всем, кому интересен умный, искренний театр).

Появилась у фестиваля и новая специальная программа – «Мастер», где будут представлены работы выдающихся режиссеров, художников, артистов, изменивших взагляд на театральное искусство и стоящих вне конкурсных рамок. В этом году в рамках программы в Москву приедет спектакль «Чайка» МДТ – Театра Европы в постановке Льва Додина (его можно посмотреть 5, 6 и 7 февраля).

Имена лауреатов «Золотой Маски – 2023» будут объявлены на финальной церемонии, которая состоится 22 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Подробное расписание, информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

 

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Маленькая серенада». Автор фото – Игорь Желнов)

 

 

Обсуждение закрыто.