Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартует 24-й по счету фестиваль «Золотая Маска» — крупнейший конкурсный смотр российских спектаклей. Большинство основных мероприятий, как обычно, запланировано на март и апрель, но некоторые важные события состоятся уже в ближайшее время.

Откроется фестиваль 6 февраля балетом «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис, хореограф-постановщик — Алексей Мирошниченко, художник-постановщик — Альона Пикалова, художник по костюмам — Татьяна Ногинова). Действие известной всем сказки перенесено в пятидесятые годы двадцатого века и в стены Большого театра, здесь Золушка — трудолюбивая дебютантка, Мачеха — успешная примадонна, а Принц — этуаль Парижской оперы. Это печальный спектакль, но волшебство и счастье в нем тоже, конечно, есть — какая же сказка без них.

10 и 11 февраля Пермский театр покажет другую конкурсную работу — оперу «Cantos» современного композитора Алексея Сюмака (музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис, режиссер-постановщик и художник по свету — Семен Александровский, художник-постановщик — Ксения Перетрухина, художник по костюмам — Леша Лобанов). Одна из самых необычных и сложных постановок новейшей оперной истории, в основе которой — жизнь и творчество американского поэта Эзры Паунда, а по сути — все социальные и политические перипетии двадцатого века. Партитура оперы написана для хора MusicAeterna, становящегося основным действующим лицом спектакля, эдакого мистериального путешествия в мир «по ту сторону».

Еще одно крупное событие февраля — приезд Санкт-Петербургского БДТ им. Г. А. Товстоногова: в драматическом конкурсе участвует спектакль «Губернатор», созданный режиссером Андреем Могучим и его постоянным соавтором художником Александром Шишкиным по мотивам рассказа Леонида Андреева. Страшный, горький, мистический «Губернатор» о трагедии и возмездии, о частном и глобальном — один из очевидных фаворитов нынешнего фестиваля. Спектакль покажут 7 и 8 февраля.

С 26 февраля по 6 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс» (кураторы — Оксана Ефременко, Оксана Кушляева и Екатерина Рябова), куда традиционно входят яркие интересные работы драматических театров из разных российских городов. В программе — восемь очень разных и по форме, и по теме спектаклей. Например, воплощение «странного театра» «Снег любви» Санкт-Петербургского «Этюд-театра» (1 марта) — и классическая, но совсем не старомодная «Смерть Тарелкина» серовского Театра драмы им. А. П. Чехова (6 марта), сделанные в док-стилистике «Колымские рассказы»из Екатеринбурга (Ельцин-центр, Театральная платформа; 3 марта) — и экспериментальная работа Всеволода Лисовского «Индивиды и атомарные предложения», выпущенная в казанской творческой лаборатории «Угол» (28 февраля).

Уже в пятый раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (16, 17 и 18 марта). Постоянные кураторы Алексей Гончаренко и Марина Шимадина отобрали одиннадцать спектаклей, демонстрирующих максимальное разнообразие тенденций нынешнего театра как для самых маленьких, так и для «почти взрослых». Здесь есть и мрачноватый спектакль-экскурсия «Музей инопланетного вторжения», созданный московской творческой командой «Театр взаимных действий» по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров» («Музей» также участвует в основном конкурсе в номинации «Эксперимент»), и спектакль-лекция о современной электронной музыке «— Выключи это!» (Александринский театр, Санкт-Петербург), и постановка культового романа «Скеллиг» англичанина Дэвида Алмонда, погружающая в мир сознания и жизни сегодняшнего подростка (Драматический театр, Канск), и очаровательная «Школа сна» известных поклонникам качественного детского театра Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова, позволяющая понять, как важно для счастья быть хорошо выспавшимся (Центр драматургии и режиссуры, Москва).

Впечатляет размахом драматический конкурс: тринадцать спектаклей «большой формы» и пятнадцать — «малой». Традиционно ожидается большой блок из Санкт-Петербурга. Александринский театр покажет два спектакля — масштабное «Преступление и наказание» в постановке венгерского режиссера Аттилы Виднянского (17 и 18 марта) и «Чук и Гек» (20 и 21 марта), созданный мастером документального театра Михаилом Патласовым на основе произведений Аркадия Гайдара и воспоминаний реальных людей о временах репрессий. 2 и 3 апреля можно будет увидеть новую работу Юрия Бутусова и Театра Ленсовета «Дядя Ваня» — виртуозную, шокирующую, головокружительную трактовку чеховской пьесы. МДТ — Театр Европы привезет спектакль Льва Додина «Страх любовь отчаяние» по текстам Бертольта Брехта со всеми главными «звездами» труппы (10 и 11 апреля). А ТЮЗ имени А. А. Брянцева покажет одну из главных пьес театра абсурда — «Розенкранц и Гильденстерн» Тома Стоппарда — в постановке авангардиста Дмитрия Волкострелова (1 и 2 апреля). Весомым выглядит и московский список — тут и «Барабаны в ночи» того же Юрия Бутусова и Театра им. А. С. Пушкина (14 марта и 7 апреля), и «Царь Эдип» Римаса Туминаса и Театра им. Евг. Вахтангова (12 и 13 марта), и «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса и Театра им. Вл. Маяковского (18 марта и 1 апреля), и сразу две работы «Гоголь-центра» («Ахматова. Поэма без героя» Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, 27 и 28 февраля, и «Кузмин. Форель разбивает лед» Владислава Наставшева, 24 и 25 февраля). Региональную часть программы на этот раз составили спектакли из Новосибирска, Перми, Краснодара, Хабаровска, Омска, Новокуйбышевска, Альметьевска, Новокузнецка, Серова, Уфы и Якутска.

Совершенно великолепен на этот раз оперный раздел. По две работы представили Большой театр («Манон Леско» Джакомо Пуччини с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым, и «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена, выпущенный английской постановочной командой; «Билли Бадда» в рамках фестиваля покажут 27 февраля, а вот следующего появления «Манон» в репертуаре придется ждать) и «Геликон-опера» (11 апреля — «Турандот» Джакомо Пуччини в постановке Дмитрия Бертмана, ставшая безусловным событием минувшего сезона и из-за музыкального решения, и из-за смысловой и стилистической трактовки, 14 апреля — экспериментальный «Чаадский» Александра Маноцкова в постановке Кирилла Серебренникова). Из столичных театров в конкурсе также «Новая Опера» со своей версией «Фауста» Шарля Гуно (режиссер-постановщик — Екатерина Одегова, музыкальный руководитель и дирижер — Ян Латам-Кениг; 12 апреля). Санкт-Петербургский Мариинский театр представляет «Саломею» Рихарда Штрауса в постановке Марата Гацалова (спектакль, к сожалению, в Москву не приедет, его можно увидеть на «родной» сцене), а Екатеринбургский театр оперы и балета — «Пассажирку» Мечислава Вайнберга (18 марта), свою дань недавно вспыхнувшему небывалому интересу к музыке этого композитора. Из редких участников раздела — Воронежский театр оперы и балета с оперой Глеба Седельникова «Родина Электричества» (режиссер-постановщик — Михаил Бычков, музыкальный руководитель и дирижер — Юрий Анисичкин, художник-постановщик — Николай Симонов). Написанная по ранним рассказам Андрея Платонова еще в семидесятые годы двадцатого века, опера впервые увидела свет рампы только год назад, а на фестивале ее можно будет посмотреть 13 марта.

В номинации «Оперетта/мюзикл» на этот раз пять названий. Признанный лидер здесь — режиссер Алексей Франдетти, он номинирован сразу за две работы, причем диаметрально противоположные по сути: «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» Стивена Сондхайма (выпущенный в московском Театре на Таганке, этот спектакль стал первой российской постановкой произведения одного из самых значимых композиторов в мюзикле; увидеть его в рамках фестиваля можно с 22 по 25 марта и с 6 по 8 апреля) и «Микадо, или город Титипу» Уильяма Гилберта/Артура Салливана (остроумная оперетта основоположников жанра, сделанная в современной стилистике, но со всеми важными атрибутами, придуманными автором, поставлена в Екатеринбургском театре музыкальной комедии, и покажут его 15 марта). Москву в конкурсе также представляет Театр мюзикла, уверенно занявший серьезные позиции, с «Принцессой цирка» — новым взглядом на всем известное сочинение Имре Кальмана, Санкт-Петербург — театр «Карамболь» со спектаклем для всей семьи «Гадкий утенок» (музыка Ирины Брондз, постановка Олега Левакова; 6 апреля), а из Новосибирска приедет Музыкальный театр (в недавнем прошлом — Театр музыкальной комедии) с «Безымянной звездой» современного композитора Александра Шевцова (13 апреля).

Конкурс современного танца включает семь спектаклей. Традиционно работы мэтров жанра, такие как «Имаго-ловушка» Татьяны Багановой и екатеринбургских «Провинциальных танцев» (9 апреля) и «Коллекционер» компании «Каннон Данс» из Санкт-Петербурга (10 апреля), соседствуют с экспериментальными сочинениями — например, дуэтной работой Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского о природе памяти «Memoriae» (2 апреля) и «Зов начала (Алиф)», созданный казанскими Фондом культурных инициатив «Творческая среда» и Театральным проектом «Камень. Облако. Птица» и через пластику, вокал и музыку рассказывающий о судьбе татарской письменности (3 апреля).

Вновь «Золотая Маска» совместно с арт-объединением «CoolСonnections» проведет проект «Золотая Маска в кино» (Генеральный партнер — Фонд Михаила Прохорова) — это прямые трансляции спектаклей фестиваля в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и городов России. «CoolСonnections» станет соорганизатором и еще одного проекта — «Золотая Маска online», представляющего прямые трансляции спектаклей фестиваля в интернете (Генеральный интернет-партнер – «Издательство Яндекса»).

Пройдет и уже привычная постоянным зрителям программа «Золотая Маска в городе».  Благодаря этому проекту театр выходит за пределы привычного пространства и оказывается доступным буквально каждому. Театральной площадкой становятся улица, кафе, торговый центр, офисное здание.

«Золотая Маска» — это давно уже не только спектакли. Проект «Институт театра», ориентированный на образование молодых театральных профессионалов и исследование современного театра, представляет ежегодную обширную программу публичных дискуссий.

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2018 будут озвучены 15 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на Новой сцене Большого театра.

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Микадо, или Город Титипу» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. Автор фото — Юрий Богомаз)

 

 

Обсуждение закрыто.